GD

AGM-129A Advanced Cruise Missile
крылатая ракета

Описание конструкции, ТТХ

    КРВБ AGM-129A выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет корпус сложной формы с многоугольным обтекателем головной части. Форма корпуса оптимизирована таким образом, чтобы максимально снизить заметность ракеты в радиолокационном диапазоне, а также, насколько возможно, и в оптическом диапазоне. Ракета имеет складывающиеся и утапливаемые в корпус высокорасположенные крылья обратной стреловидности и складывающееся стреловидное хвостовое оперение в хвостовой части фюзеляжа. Киль - складывающийся и размещен в хвостовой части снизу. Обратная стреловидность крыльев обеспечила сниженную радиолокационную сигнатуру ракеты. Силовые приводы для плоскостей управления были разработаны отделением Allied Actuation Systems компании Allied Signal Aerospace. Воздухозаборник установлен в хвостовой части ракеты под фюзеляжем.
    Корпус изготовлен из прочных алюминиевых сплавов, органических и радиопрозрачных материалов. Для уменьшения радиолокационной заметности и заметности в инфракрасном диапазоне на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное покрытие. Покрытие имеет специальный цвет для снижения заметности ракеты в оптическом диапазоне. При выборе формы корпуса ракеты принимались во внимание требования ВВС - обеспечить возможность длительного нахождения КРВБ на внешней подвеске при сверхзвуковой скорости самолета-носителя в течение длительного (3-4 часа) времени, и пуск КРВБ как с узлов внешней подвески, так и с внутрифюзеляжной многопозиционной вращающейся пусковой установки CRM самолета B-1B Lancer при полете машины на сверхзвуковой скорости (до 1300 км/ч).
    Ракета AGM-129A оснащена малогабаритным высокоэкономичным турбореактивным двухконтурным двигателем F112-WR-100 фирмы "Williams". Конструкции воздухозаборника и выхлопного сопла (т.н. "бобровый хвост") выполнены таким образом, чтобы минимизировать заметность ракеты в радиолокационном диапазоне. Кроме того, при работе над силовой установкой и выхлопным соплом ракеты уделялось особое внимание мероприятиям по снижению заметности изделия в инфракрасном диапазоне (в том числе и за счет эффективного смешения выхлопных газов с окружающим воздухом), а также и в акустическом диапазоне. Старания инженеров и ученых по снижению заметности ракеты увенчались успехом - по оценкам специалистов, ЭПР в радиодиапазоне для ракеты AGM-129A в курсовой плоскости не превышает 0,1м2.
    Боевой частью стратегической КРВБ AGM-129A служит боеголовка W-80-1 (масса 123 кг, длина около 1 м, диаметр 0.27 м) с наличием селективной опции выбора мощности - 150кт или 5кт, что обеспечивает гибкое применение ракеты. Боезаряд разработан специалистами Лос-Аламосской Национальной Лаборатории ("Los Alamos National Laboratory"). Подрыв производится контактным взрывателем. Радиус зоны разрушения 3км. Высокая точность стрельбы и значительная мощность термоядерной боеголовки позволяют с высокой эффективностью поражать сильно защищенные малоразмерные цели.
    Система управления и наведения TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System),разработанная корпорацией General Motors для КРВБ AGM-129A, представляет собой комбинацию следующих подсистем:


    Инерциальная подсистема управления работает на всех участках полета ракеты. Она включает бортовую цифровую ЭВМ, блок лазерных гироскопов для измерения угловых отклонений ракеты, блок акселерометров и барометрический высотомер. Система обеспечивает определение места ракеты с повышенной точностью по сравнению с AGM-86B за счет применения не только новых узлов и электроники, но и благодаря программно-математическому обеспечению нового поколения. Вплоть до отделения КРВБ от самолета-носителя происходит обновление данных инерциальной подсистемы системы управления ракеты по координатам текущего местоположения и высоте полета. Роль ведущей системы в этом процессе играет инерциальная системы управления самолета-носителя.
    Самолеты-носители B-52H вместе с новыми ракетами получили модифицированную инерциальную систему управления на лазерных гироскопах, скомплексированную с системой спутниковой навигации, что помогло увеличить точность стрельбы. Инерциальная подсистема управления ракеты AGM-129A имеет повышенную устойчивость к ПФЯВ и помехам, создаваемым средствами РЭБ противника.
    Корреляционная подсистема TERCOM работает на среднем и конечном участках полета ракеты. Она включает бортовую цифровую ЭВМ, специальный лазерный локатор LIDAR ("LIght Detection And Ranging"), набор эталонных карт районов по маршруту полета ракеты. Применение лазерного локатора вместо радиовысотомера позволило, по утверждению американских специалистов, значительно снизить собственное демаскирующее электромагнитное поле ракеты и повысить точность определение текущего рельефа местности.
    Принцип работы подсистемы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных лазерного локатора и барометрического высотомера. Первый измеряет высоту до поверхности земли, а второй — относительно уровня моря. Информация об определенном рельефе местности в цифровой форме вводится в бортовой компьютер, где сопоставляется с данными о рельефе фактической местности из эталонных карт районов. Компьютер выдает сигналы коррекции для инерциальной подсистемы управления. Устойчивость работы подсистемы TERCOM и необходимая точность определения места крылатой ракеты достигаются путем выбора оптимального числа и размеров ячеек, чем меньше их размеры, тем точнее отслеживается рельеф местности, а, следовательно, и местоположение ракеты. Однако из-за ограниченного объема памяти бортового компьютера и малого времени для решения навигационной задачи принят некоторый номинальный размер ячейки. Вся трасса полета крылатой ракеты над сушей разбивается на несколько десятков районов коррекции определенной протяженности и ширины. Принятые количественные характеристики ячеек и районов коррекции, по заявлению американских специалистов, обеспечивают вывод крылатой ракеты к цели даже при полете над равнинной местностью.
    Наконец, лазерный доплеровский измеритель скорости и сноса позволяет с высокой точностью определять скорость и снос ракеты, в том числе и в условиях активного радиопротиводействия противника. Использование точной информации о текущей скорости полета и имеющемся сносе позволяет существенно компенсировать собственные ошибки инерциальной подсистемы управления.
    Ракета AGM-129A является высокоточным средством доставки термоядерного боеприпаса к цели - по некоторым данным, КВО ракеты на максимальной дальности стрельбы составляет величину около 30м. В памяти основной БЦВМ системы управления ракеты хранятся координаты нескольких потенциальных целей, выбор одной из которых может быть обеспечен с использованием специальной системы штурманом-бомбардиром самолета-носителя уже во время полета, что повышает гибкость применения ракеты.
    Бомбардировщики В-52Н могут нести до 12 ракет ACM на двух пилонах под крыльями. Каждый пилон может нести 6 КР и пристыковывается к узлу подвески самолета В-52, расположенному между фюзеляжем и внутренним пилоном двигателя. После пуска всех КР пилоны могут сбрасываться для снижения лобового сопротивления самолета.Данные о возможности внутрифюзеляжного размещения новой КР на вращающейся многопозиционной пусковой установке CSRL ("Common Strategic Rotary Launcher") достаточно противоречивы - по ряду данных на CSRL может размещаться 8 (по некоторым данным - 4) КР. Вместе с тем ряд источников указывают на невозможность использования CSRL для размещения новой КР.
Описание
Разработчик General Dynemics
Обозначение AGM-129A
Тип крылатая ракета
Первый полет 1987 (?)
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 6,35
Диаметр фюзеляжа, м 0,74
Размах крыла, м 3,12
Боевая часть W-80-1 (ядерная)
Стартовый вес, кг 1250
Вес БЧ, кг 200
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ДТРД Williams International F112
Тяга двигателя, кгс (кН) 332
Летные данные
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) (<1)
Максимальная дальность, км 3000 (более 2400)
КВО, м менее 30

Применение технологии "stealth"

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  2. AGM-129 Advanced Cruise Missile / FAS /
  3. General Dynamics AGM-129A / /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100