AIM-155 AAAM
ракета «воздух-воздух» большой дальности

    Программа AIM-155 Advanced Air-to-Air Missile (AAAM) предусматривала создание приемницы ракете Hughes AIM-54 Phoenix. В начале 1982 Центр вооружений ВМС США развернул 2-3 летнюю программу исследований, которая должна была определить облик новой УР. AIM-155 должна была стать меньше и легче, чем AIM-54, но без снижения основных характеристик. Дальность определялась в 270 км, скорость - 4 М, диаметр корпуса - 229 мм, а боеголовка имела бы вес от 13.6 до 22.7 кг. При стартовом весе 300 кг, AIM-155 была бы легче чем AIM-54A (446 кг) или AIM-54C (465 кг). Модернизированные варианты F-14 могли бы нести 8 новых ракет, вместо 4 "Фениксов" (ограничение по посадочной массе на авианосец).
    В 1988 г. контракты на разработку AIM-155 получили 2 консорциума: General Dynamics с Westinghouse и Hughes с Raytheon и McDonnell Douglas. Эти команды использовали различные подходы к решению задачи.
    General Dynamics и Westinghouse предложили ракету с многоимпульсным твердотопливным двигателем и двойной полуактивной радиолокационной/опто-электронной (EO) системой наведения. Предлагалось использовать небольшую ракету в пусковом контейнере, что увеличивало надежность, а также установленный на крыле контейнер с СУО, имещий РЛС, направленную как вперед, так и назад. Это позволяло не поворачивать самолет-носитель в направлении цели. Контейнер имел бы вес 340 кг, габариты - 406 мм x 3,607 мм. После запуска крылья ракеты разворачивались и через несколько секунд пусковой контейнер отделялся. Наведение AIM-155 на маршевом участке осуществлялось аналогично AIM-120 AMRAAM, в окрестности цели производилось активное радиолокационное наведение. Если цель использовала бы помехи (ECM), AIM-155 наводилась бы на источник помех. В случае срыва наведения использовался инфракрасная (IR) ГСН. Использование всех известных видов систем наведения делало бы AIM-155 неотразимой. Носителем AIM-155 мог быть и небольшой (V/STOL) многоцелевой самолет. Этот проект был основан на Advanced Missile System (AMS), разрабатываемой General Dynamics. Вес ракеты составил бы 172 кг при габаритах 140 мм x 3,658 мм.Макет AIM-155
    Другой вариант AIM-155 создавался на основе проекта Raytheon Advanced Intercept Air-to-Air Missile (AIAAM), макет которого в масштабе 1:3 был представлен в 1982 г. US Navy League Convention. AIAAM имела конфигурацию самолета, с одним набором крыльев и крестообразным оперением. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) гибридной двигательной установки имел скошенный подфюзеляжный воздухозаборник. Двигатель разрабатывался CSD, создавшим гибридную (ракетно/прямоточную) силовую установку для Firebolt. CSD также разрабатывал ПВРД для Vought Supersonic Tactical Missile (STM), экспериментальной дальней ракеты для военно-морского флота США. AIAAM имела таким образом широкий выбор двигательных установок, и могла возглавить новое семейство сверхзвуковых ракет "воздух-воздух" с воздушно-реактивными двигателями. Это обеспечивало существенное увеличение дальности и маневренности.
    Консорциум Hughes, Raytheon и McDonnell Douglas предложил ракету с гибридной двигательной установкой, состоящей из ПВРД и твердотопливного ускорителя. Этот вид двигателя обеспечивал бы более медленное ускорение, чем двигательная установка УР General Dynamics и Westinghouse, но на последней трети максимальной дальности ПВРД разгонял ракету быстрее. Наведение AIM-155 на маршевом участке осуществлялось аналогично AIM-120 AMRAAM, в окрестности цели производилось совместное активное радиолокационное/инфракрасное наведение. Длина ракеты - 3,658 мм.
    Конгресс США предлагал объединить программу ВМС с программой разработки ВВС, но ВВС США заявили, что им ракета сверхбольшой дальности не нужна. В случае объединения программ AIM-155 могла бы поступить также на вооружение истребителей McDonnell Douglas F-15C/D Eagle и Lockheed Martin/Boeing F-22A Raptor. AIM-155 была более эффективна против самолетов, использующих технологию "стэлс", чем AIM-120. Тем не менее эта перспективная программа была прекращена в 1992 г.

Описание
Разработчик General Dynamics / Westinghouse Hughes/Raytheon/McDonnell Douglas
Обозначение AIM-155
Тип тактическая ракета «воздух-воздух»
Система наведения полуактивная+инерциальная и активная РЛ
Проект 1988-92 гг.
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,658 3,658
Диаметр фюзеляжа, м 0,14 0,229
Размах крыла, м    
Боевая часть фугасная
Стартовый вес, кг 172  
Вес БЧ, кг 13.6-22.7
Силовая установка
Число двигателей 1 1
Двигатель ТРДД ПВРД+ТРДД
Тяга двигателя, кгс (кН)    
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) (4)
Дальность стрельбы, км 270

Источники информации:

  1. AIM-155 Advanced Air-to-Air Missile (AAAM)
  2. AIM-155 FAAM