Lockheed Martin

A-12 «BlackBird»
стратегический разведчик

    Несмотря на достижения, которые от полета к полету демонстрировали А-12, машина все еще оставалась "сырой" и крайне сложной в обслуживании и пилотировании. Между тем, заказчик в лице ЦРУ начал проявлять признаки нетерпения - в августе ЦРУшники потребовали от фирмы Локхид к 5 ноября 1964 г. предоставить четыре самолета для выполнения разведывательных полетов над Кубой. Гражданских пилотов к намеченной дате подготовить не удалось, и тогда Келли Джонсон разрешил своим испытателям в добровольном порядке "поработать на дядю". К 10 ноября подготовка А-12 к полету над Кубой завершилась, но руководство ЦРУ уже отказалось от мысли использовать для разведки острова Свободы новый разведчик. Одной из причин нежелания выпускать в первый боевой полет А-12 стала неготовность бортовой аппаратуры РЭБ - видать не очень надеялись янки на "скорость, высоту и малозаметность". Полигоном, где в боевых условиях обкатывалась тактика применения разведчика, стала Азия.Дозаправка A-12 #06925 от KC-135Q
    Согласно прогнозам аналитиков из ЦРУ, наиболее "критическая" ситуация ожидалась в 1965 г. в Азии. 18 марта 1965 г. состоялось совещание директора ЦРУ Маккона с министром обороны Макнамарой, на котором обсуждалось усиление ПВО Китая и возрастание угрозы со стороны этой ПВО американским разведывательным БПЛА и самолетам U-2, летавшим над КНР. Собеседники сошлись во мнение, что единственной альтернативой U-2 и БПЛА являются А-12, которые и следует немедленно направить в Азию. Однако решение об использовании новых разведчиков мог принять только президент США. Программа разведывательных полетов А-12 в азиатском регионе получила наименование "Блэк Шилд" (Black Shield - черный щит); местом базирования выбрали аэродром Кадена на Окинаве. Первая фаза программы предусматривала размещение в Кадене трех разведчиков на период в 60 дней дважды в год.
    В 1965 г. интерес к программе А-12 со стороны высокопоставленных лиц начал резко снижаться: самолет был готов, но военные и политики, как оказалось, не были готовы использовать его по назначению. Повторные просьбы со стороны руководства ЦРУ разрешить полеты над Китаем и Северным Вьетнамом по программе "Блэк Шилд" натолкнулись на противодействие Макнамары и Госдепартамента. Испытательные полеты, между тем, шли своим чередом. 10 октября 1966 г. Джонсон записал в дневнике: "Мы делаем по 40 полетов в месяц..." Очередная впечатляющая демонстрация возможностей А-12 состоялась 21 декабря 1966 г. Билл Пэрк пролетел 10 198 миль (16 412 км) за шесть часов. Маршрут пролегал над Йелоустонским национальным парком. Северной Дакотой, Миннесотой, Колорадо, Миссури и Тенесси. Новый 1967 г. начался с трагедии; 5 января в рутинном тренировочном полете на четвертом прототипе разбился Уолтер Рэй. Отказал расходомер, из-за повышенной подачи топлива сразу же после взлета загорелись двигатели, Рэй катапультировался, но неудачно...A12 #06931 с фальшивым номером (с Окинавы)
    Невозможность или, если угодно, нежелание использовать разведчики А-12 по прямому назначению привело к закономерной постановке вопроса об их необходимости; в конце 1966 г. было принято принципиальное решение поставить уже построенные самолеты на консервацию. Место А-12 занимали спутники-шпионы и его непосредственный потомок - двухместный разведчик SR-71. В марте 1967 г. определились со сроками постановки самолетов на консервацию - февраль 1968 г. Но вместо того, чтобы покрывать узлы и агрегаты толстым слоем смазки, разведчики стали готовить к боевым вылетам. Причина - появление в Северном Вьетнаме зенитных комплексов С-75. Президент США Джонсон лично запросил ЦРУ о возможности использования для полетов над ДРВ самолетов А-12. Разведчикам предстояло вести мониторинг северовьетнамской ПВО, отслеживая по возможности изменения в дислокации ЗРК. Президент разрешил использование А-12 над Вьетнамом 16 мая 1967 г., операцию "Блэк Шилд" следовало начинать незамедлительно. Уже на следующий день на Окинаве оказалась передовая группа технических специалистов, а 22 мая на ВПП авиабазы Кадена приземлился первый А-12 (#06937), через два дня - второй, а 27 мая - третий. Последнему разведчику из-за неполадок в инерциальной системе и аппаратуре радиосвязи пришлось совершить незапланированную посадку на острове Уэйу; первые самолеты перелетали из Грум-Лэйк на Окинаву без посадок. А-12 прибывали на Окинаву полностью выкрашенными в черный цвет без опознавательных знаков. Бортовые номера на килях были "фальшивыми", так киль A-12 #06931 украшал номер 77835.A-12 #06937, первым прибывший на Окинаву
    Командир экспедиционного подразделения из 260 человек полковник Слатер 29 мая отрапортовал о готовности выполнить первый разведывательный полет. 31 мая 1967 г. А-12 ушел в первый боевой полет. Вылет продолжался 3 ч 39 мин., скорость достигала М=3,1, высота - 80 000 футов (24 383 км). На пленке фотоаппарата разведчика остались запечатленными 70 позиций ЗРК, девяти из них немедленно присвоили статус целей наивысшего приоритета. В ходе полета аппаратура разведчика ни разу не зафиксировала работу РЛС противника, из чего американцы сделали вывод, что вьетнамской ПВО обнаружить самолет не удалось. С 31 мая по 15 августа разведчики совершили семь боевых вылетов, в четырех из них фиксировалось излучение РЛС, но пусков ракет по разведчику не отмечалось ни разу. Сразу же после взлета А-12 выполнял дозаправку, затем полет до Северного Вьетнама, выполнение фотографирования в одном или двух заходах, выход на территорию Таиланда, вторая дозаправка и разворот на обратный курс - к Окинаве. При выполнении фотографирования за один проход А-12 находился над вражеской территорией 12,5 минут, в случае двух заходов - 21,5 минут; при выполнении двух заходов самолет "цеплял" воздушное пространство соседнего Китая. Важнейшим результатом работы А-12 являлось подтверждение "наличия отсутствия" в ДРВ ракетных комплексов класса "земля-земля". В наличие у Северного Вьетнама таких ракет в то время верили многие, рассматривалась даже возможность нанесения по ДРВ "превентивного" ядерного удара. Не исключено, что благодаря полетам А-12 мир избежал еще одной Хиросимы.
    Во втором полугодии, с 16 августа по 31 декабря, разведчики летали над ДРВ еще пятнадцать раз. В полете, состоявшемся 17 сентября, был отмечен пуск по самолету одной ракеты комплекса С-75, 23 сентября - еще один пуск. 30 октября по разведчику, который пилотировал Дэннис Салливан одновременно выпустили шесть ракет, три из них взорвались на относительно небольшом расстоянии от А-12. При послеполетном осмотре техники обнаружили небольшие пробоины в правой плоскости крыла и части "постороннего материала, вероятно, фрагментов боевой части ракеты." Насколько известно - это единственный случай поражения разведчика Келли Джонсона.
    Между 1 января и 31 марта 1968 самолеты четырежды летали над Вьетнамом и два раза - над Северной Кореей. Первый полет над Кореей совершил 26 января летчик ЦРУ Фрэнк Мюррей, американцам требовалось прояснить ситуацию в КНДР после инцидента с судном-шпионом "Пуэбло", захваченным северокорейцами 23 января. Корея оказалась для А-12 слишком маленькой, Мюррей на развороте влетел в КНР, китайцы хотя и отслеживали разведчик радарами, ракет не пускали.А-12 №0932, пропавший в Южно-китайском море
    Полет над КНДР летчика Джэка Лэйтона 8 мая 1968 г. стал последним в недолгой оперативной карьере А-12. Постановка разведчиков на консервацию все-таки началась. Кларенс Джонсон, узнав о принятом в разгар успешных боевых вылетов с Окинавы решении, испытал шоковое состояние.
    Еще в июле 1966 г. комитет по бюджету подготовил меморандум, в котором предлагались два основных варианта судьбы "ЦРУшных" А-12 и разведчиков SR-71 из состава ВВС:
    - сохранить status quo, то есть А-12 - в ЦРУ, SR-71 - в ВВС;
    - аннулировать программу А-12, передав все функции самолетов ЦРУ разведчикам SR-71.
    Решение было принято 16 декабря 1966 г. в пользу последнего варианта: с 1 января 1968 г. началось сворачивание программы А-12. Все первое полугодие 1968 г. велась отчаянная борьба за сохранение А-12 под началом ЦРУ, предлагались различные варианты организации "эскадрильи быстрого реагирования", способной при необходимости в сжатые сроки провести разведку Кубы или ДРВ. Президент США остался непреклонен, 16 мая он подтвердил ранее принятое решение. Разведчики покинули Кадену в мае-июне 1968 г., работы по консервации А-12 начались в Палмдейле 4 июня. С Окинавы вернулись не все самолеты, 4 (5) июня при выполнении тренировочного бесследно пропал А-12 #06932, пилотируемый Джеком Уиком (Jack Weeks). Последний радиообмен с летчиком был зафиксирован в 520 милях к востоку от Манилы. Поисково-спасательная операция никаких результатов не дала. Пилот ЦРУ Джек Уикс найден не был... Официально было сообщено, что пропал SR-71.10 A-12 - флот ЦРУ на приколе
    Последний раз А-12 поднялся в небо 21 июня 1968 г., Фрэнк Мюррей перегнал "борт 131" из Грум-Лэйк в Палмдейл. Келли Джонсон записал 24 июня: "...мрачный конец самой успешной разведывательной программы." На всё про всё, от первых линий на чертеже до авиационного кладбища в Палмдейле, история отвела А-12 десять лет - срок для самолета второй половины XX века мизерный. На "Сканк Уоркс" изготовили пятнадцать А-12, пять из них разбились. Кроме того, при выполнении испытательных полетов в рамках программы А-12 было потеряно еще два F-101.
    Грустной оказалась торжественная церемония вручения "Звезды почета ЦРУ" участникам операции "Блэк Шилд" Кеннету Коллинзу, Рональду Лейтону, Фрэнсису Мюррею, Дэннису Салливану и Милу Воеводичу, за Джека Уика награду получила вдова.

Источники информации:

  1. Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 9/2000 /
  2. The online Blackbird Museum
  3. The Oxcart Story
  4. Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100