Lockheed Martin

GTD-21A
разведывательный БПЛА

    Лишь очень немногим был известен сам факт существования самолетов фирмы Локхид GTD-21 Drone, прежде чем несколько их экземпляров появились в конце 1976 года на стоянке центра хранения и утилизации ВВС на авиабазе Дэвис-Монтан. Была проведена импровизированная церемония проводов на «пенсию», однако наличие вооруженной охраны на пути к последней стоянке говорило многое о секретном характере службы D-21.D-21A
    В статье от 31 октября 1977 года журнал Aviation Week & Space Technology привел слова «официального лица» о том, что «этот самолет задумывался как малоразмерный прототип для первоначальной летной проверки конструкторских находок, воплощенных впоследствии на A-11». Журнал также сообщил, что в 1964-1967 годах были изготовлены 38 таких самолетов, и что они временно выполняли стратегические разведывательные полеты, пока SR-71 не встал в строй.
    На самом деле создание беспилотного разведчика было реакцией ЦРУ на поражение U-2 ракетой над Свердловском и последующее обещание президента США Эйзенхауэра не проводить более пилотируемые разведывательные полеты над территорией СССР. Предложение Lockheed об использовании беспилотного варианта «Старфайтера» - QF-104 с A-12 поддержки не получило. Работы по созданию нового разведывательного БПЛА - программа Tagboard - начались по заданию ЦРУ 10 октября 1962 г. Первоначально он именовался Q-12, но затем получил наименование D-21 (от «Daughter» - дочь).отделяемый отсек разведывательного оборудования
    «Дочку» спроектировала все та же команда «скунсовцев»: по большему счету - БПЛА является производной от А-12. «Одноразовый» беспилотный самолет полностью изготовлен из титана. Он был способен достигать скоростей более М=3,6 на высоте более 30 км и дальности более 2000 километров.  За счет более чистых аэродинамических форм и меньших геометрических размеров, D-21 имел по сравнению с прародителем уменьшенную эффективную поверхность рассеивания и более высокое аэродинамическое качество. Он предназначался для высотных разведывательных полетов во враждебным воздушном пространстве и сброса контейнера с пленкой в конце полета. Спасение и повторное использование D-21 не предполагалось. Отделяемый контейнер с разведывательным оборудованием весом около 192 кг устанавливался в нижней части фюзеляжа перед линией изгиба крыла. D-21 был окрашен такой же черной краской, изготовленной на ферритовой основе, что и SR-71. Это делалось для рассеивания тепла с поверхности самолета, а также уменьшения радиолокационной заметности самолета.
    Испытания экспериментальных ЛА X-7A, оснащенных ПВРД, подтвердили возможность отказаться от дорогого ТРДФ J-58 в пользу ПВРД фирмы Marquardt (San Fernando Valley). За основу был взят двигатель RJ43-MA-11, используемый на ЗУР Bomarc IM-99B. Для применения его на высотном разведчике в условиях низких давлений и высоких температур была значительно увеличена крейсерская скорость и высотность двигателя, предусмотрена возможность его повторного запуска (с помощью триэтилборана). Длительность работы двигателя XRJ-MA20S-4 возросла до 1,5 ч.
    Уже 7 декабря 1962 г. был выполнен макет D-21 и передан на полигон для определения ЭПР.M-21
   Для запуска D-21А на базе А-12 были специально построены 2 носителя (06940 и 06941), получившие обозначение M-21 и прозвище «Матушка гусыня». D-21A устанавливался на пилоне над хвостовой частью М-21. В полете до старта, воздухозаборник и сопло двигателя D-21A были закрыты обтекателями. Отделение разведчика происходило после разгона самолета-носителя до скорости М=3,2, достаточной для нормальной работы прямоточника. Управлял полетом беспилотника по радиоканалу второй член экипажа.
    Первый полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964. 22 декабря 1964 г. состоялся первый полет с D-21, а 5 марта 1966 был выполнен первый пуск D-21A, который пролетел 150 миль (278 км). Во время четвертого запуска D-21А (504) 30 июля 1966 в районе о.Мидуэй, он был «пойман» ударной волной от М-21 06941 и ударился о носитель. Летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк и «офицер управления запуском» Рэй Торрик катапультировались, но при катапультировании его высотный компенсирующий костюм был поврежден и после приводнения в открытом океане сразу набрал воду.
    Ввиду потери обоих ЛА, полеты оставшегося М-21 больше не производились. Сейчас он находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.
    Но К.Джонсон был убежден в высоких характеристиках D-21 и вскоре выпустил модификацию D-21B с ракетным ускорителем, запускавшуюся с B-52H.

Полеты D-21A
Серийный номер Дата Носитель

Дальность полета
(км / nm)

Примечание
501 19 июня 1964 M-21/134 0 первая установка на носитель в ангаре 309/310
501 22 декабря 1964 M-21/134 0 Первый совместный полет M/D-21; пуск не производился
502 05 марта 1966 M-21/135 277/150 Экипаж – Park/Beswick
506 27 апреля 1966 M-21/135 2070/1120 Экипаж – Park/Torick
505 16 июня 1966 M-21/135 2870/1550 Экипаж – Park/Beswick
504 30 июля 1966 M-21/135 0 Экипаж – Park/Torick. Катастрофа M-21/D-21
Описание
Разработчик Локхид
Обозначение GTD-21A
Кодовое наименование НАТО Drone
Тип Беспилотный разведчик
Экипаж 0
Геометрические и массовые характеристики
Длина фюзеляжа, м 13,1 (12,19)
Размах крыла, м 5,8 (5,18)
Высота, м 2,2
Стартовая масса (максимальная), кг 5000
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ПВРД Marquardt RJ-MA20S-4
Тяга двигателя, кгс 680
Летные данные
Дальность полета, км 1932
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) (3,35)
Практический потолок, м 29000

Схема D-21A
Схема D-21

D-21
Сборка D-21
Drone на сборкеD-21 и M-21 - первая примерка
Сопло ПВРД D-21

Источники информации: