Lockheed Martin

M-21
носитель разведывательного БПЛА

M-21 (A-12 + D-21) после дозаправки     Разведчик A-12 обладал уникальными характеристиками, тем не менее абсолютную неуязвимость самолета разработчики не гарантировали. Большие шансы на выживание могла иметь комбинация «мать-дочка»: А-12 с дистанционно управляемым беспилотным разведчиком. Носитель должен был доставлять «дочку» возможно ближе к объекту разведки, не входя в зону действия средств ПВО или РЛС обнаружения воздушных целей, после чего произвести отделение беспилотного самолета. Выполнение собственно разведывательного задания возлагалось на беспилотный аппарат; кассета с отснятой фото пленкой должна была сбрасываться над своей территорией или же подхватываться в воздухе специально оборудованными вертолетами и самолетами (Lockheed JC-130B Hercules). Повторное использование D-21 (от «Daughter» - дочь) не предполагалось.
    Эксперименты по отработке концепции сбрасываемого разведывательного БПЛА D-21проводились в середине 60-х годов. Носитель получил обозначение М-21 ( от «Mother», 21 - перевернутое «12» ) и прозвище «Матушка гусыня». В летных испытаниях принимали участие два специально построенных двухместных самолета А-12 (№№ 60-6940 и 60-6941), у которых в отсеке под фоторазведывательную аппаратуру оборудовалось рабочее место второго члена экипажа («офицер управления запуском» - LCO), отвечавшего за работы с беспилотным разведчиком.Испытания M-21 - D-21 в сопровождении F-104 Двухместная кабина была выполнена аналогично SR-71A. Оператор должен был наблюдать за пуском БПЛА через перископ. Сам разведчик крепился к специальному пилону, установленному сверху фюзеляжа. Вопреки мнению К.Джонсона, по требованию аэродинамиков высота пилона была снижена, что в последствии привело к катастрофе. Зазор между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составил всего 15 см.
    Отделение разведчика происходило после разгона самолета-«матери» до скорости М=3,2, достаточной для нормальной работы прямоточника. Управлял полетом беспилотника по радиоканалу второй член экипажа.
    Наземные испытания первого M-21 и первого D-21 (501) начаты 19 июня 1964 г. в здании 309/310 в Burbank.
    Во всех испытательных полетах М-21 пилотировал летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк, место второго члена экипажа занимали попеременно инженеры «Skunk Works» Рэй Торик и Кейт Бесвик. Все полеты фиксировались на кинопленку с борта второго переоборудованного А-12: его экипаж состоял из Арта Петерсона и одного из двух задействованных в программе бортинженеров.Повреждения D-21 (501)
    Первый полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964. 22 декабря 1964 г., в день первого вылета SR-71A, M-21 совершил первый полет с D-21. Первый пуск намечался на 27 марта 1965, но из-за многочисленных проблем состоялся лишь 5 марта 1966. D-21A, запущенный над Тихим океаном где-то между Мугу и авиабазой Ванденберг, пролетел 150 миль (278 км). Обтекатель воздухозаборника, сброшенный перед пуском, сильно повредил переднюю кромку крыла D-21, и в дальнейшем полеты осуществлялись без обтекателя.
    Двигатель D-21 запускался на скорости М=1,24 еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико). Его дополнительная тяга помогала быстрее разогнать связку до скорости разделения, но к моменту старта на D-21 оставалось всего 25% топлива. Старт с 50 % горючего был осуществлен 27 апреля 1966, а первый пуск с полным запасом горючего - 16 июня 1966.
    30 июля 1966 в районе о.Мидуэй с М-21 06941 был осуществлен четвертый запуск D-21А (504) с полным запасом топлива. В результате «ассимметрии» тяги в момент разделения М-21 на скорости М=3,25 столкнулся с D-21, который повредил правый киль, двигатель и консоль крыла носителя. М-21 на крейсерской скорости полета имел нейтральную устойчивость, поэтому утрата хвостового оперения моментально привела к полной потере устойчивости и управляемости. Самолет начал разваливаться на куски. На скорости М=3 фюзеляж буквально «вывалился» из планера.M-21 Парк принял решение катапультироваться. Летчик и бортинженер приводнились в океан. Подоспевший спасательный вертолет оперативно эвакуировал обоих членов экипажа на борт корабля ВМС США. Парк отделался незначительными травмами: а вот Рэй Торик скончался от полученных при катапультировании травм на борту корабля.
    Весь небольшой коллектив «Сканк Уоркс» остро переживал трагедию; Кэлли Джонсон лично запретил все полеты по программе А-12/D-21. Программа TAG-BOARD была прекращена, оставшийся М-21 сейчас находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.
    В дальнейшем D-21B использовались с модифицированного самолета - носителя B-52H (программа «Senior Bowl»).

Описание
Разработчик Локхид
Обозначение M-21
Тип Носитель беспилотного разведчика
Первый полет 1 апреля 1964
Экипаж 2
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРДФ Пратт-Уитни J58
Тяга двигателя, кгс максимал 9298
на форсаже 14723
Летные данные
Дальность полета (максимальная), км 2000 (4700)
Максимальная скорость полета 3,35М
Практический потолок, м 29000


Подготовка М-12  к вылету
Схема M-21

Источники информации:

  1. Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
  2. Le lockheed M-21 / Les prototypes /
  3. «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
  4. Mystery aircraft / fas.org /
  5. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /