Lockheed Martin

SR-71 «BlackBird»
стратегический разведчик

Кабина пилота SR-71A     Разработчикам SR-71 пришлось преодолеть огромные трудности в проектировании. Многие проблемы возникли в результате нагрева самолета при длительных полетах со скоростью в 3 раза превышавшей скорость звука. Из-за высоких температур самолет был выкрашен в черный цвет, за что и получил прозвище - BlackBird (Черный дрозд). Черная краска, изготовленная на ферритовой основе, рассеивала тепло, частично отводя его с поверхности самолета, а также уменьшала радиолокационную заметность самолета. Фирма разработала радиопоглощающую шиповидную конструкцию с пластиковым сотовым наполнителем, которая выдерживала нагрев до 275оС. На SR-71 радиопоглощающий материал использован в конструкции носков крыла и элевонов. Его относят к первому поколению малозаметных самолетов (stealth).
    На самолет были установлены двигатели фирмы «Пратт-Уитни» J.58 (JT11D-20B), развивающие на форсаже тягу в 14470 кг. На скорости М=3 ТРД давал только 18 % тяги, остальное обеспечивалось форсажной камерой, работающей в режиме прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Специальное топливо JP-7 использовалось для охлаждения обшивки (шасси и БРЭО), так что к двигателям оно подавалось нагретым до 320о. Топливные баки расположены в верхней части фюзеляжа и в консолях крыла. Для увеличения дальности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.
    Первоначально сформировали две эскадрильи самолетов SR-71A. Однако высокая стоимость эксплуатации, составившая только в 1975 г. около 56 млн. долларов, вынудила поставить одну эскадрилью на консервацию.
    Всего было изготовлено 29 SR-71A и 2 учебно-тренировочных SR-71B. При этом стоимость всей программы превысила 1 млрд. долл.Кабина оператора SR-71A
    Экипаж SR-71A состоит из летчика и оператора разведывательной аппаратуры, который выполняет также функции штурмана и бортового инженера, а в случае необходимости может пилотировать самолет. Новые катапультируемые кресла «Martin Baker Mk H» стали частью системы спасения, обеспечивающей безопасное катапультирование с высоты до 30 км при скорости полета М=3.
    Значительная часть используемого разведывательного оборудования была специально разработана для SR-71. Автоматическая автономная астроинерционная навигационная система позволяет вести наблюдение за звездами и по ним вычислять местоположение самолета даже в дневное время, а вычислитель воздушных данных и бортовая ЭВМ обеспечивают высокую точность полета по заданному маршруту. Разведывательное оборудование состоит из аэрофотоаппаратов, РЛС бокового обзора и аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне. В носовом приборном отсеке разместилась панорамная аэрофотокамера. Отмечалось, что с высоты 24 км за 1 час полета бортовая аппаратура позволяет провести разведку территории площадью 155 (260) тыс.км2.
    После пятилетней передышки, вызванной финансовыми трудностями, в 1995-м конгресс США вновь выделил 100 млн. долл. для эксплуатации самолетов SR-71. Это решение приняли после анализа результатов войны в Персидском заливе зимой 1991 г. Было признано целесообразным ввести самолет в строй до принятия на вооружение беспилотного разведывательного летательного аппарата «Тиер-3 минус». Выделенных средств достаточно для обеспечения расконсервации двух самолетов и обеспечения выполнения каждым из них 12-15 полетов в течение первого месяца эксплуатации.
    Первый самолет планировали ввести в строй в июне 1995-го, второй в сентябре. На складах ВВС для этого имели необходимый комплект запчастей, включая 28 двигателей Пратт-Уитни J-58. В январе 1997 SR-71 опять начали совершать полеты.

Описание
Разработчик Локхид
Обозначение SR-71A
Кодовое наименование НАТО BlackBird (Черный дрозд)
Тип Стратегический разведчик
Первый полет 22 декабря 1964
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 32,74 (33,16)
Высота самолета, м 5,64
Размах крыла, м 16,95
Площадь крыла, м2 167,23 (166,94)
Взлетная масса, кг норм. 63505
макс. 77110 (78 000) 
Масса пустого самолета, кг 27215
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 норм. 380
макс. 461
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРДФ Pratt & Whitney J58
Тяга двигателя, кгс максимал 10340
на форсаже 14723
Тяговооруженность норм. 0,46
макс. 0,37
Объем топливных баков, л 36290
Летные данные
Максимальная дальность полета (с одной дозаправкой в воздухе), км 4800 (5230)
Радиус действия, км 1930
Продолжительность полета, ч 1,5
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) на высоте 24000 м 3300 (3,07)
на высоте 9150 м 2125 (1,95)
Взлетная скорость, км/ч 370
Посадочная скорость, км/ч 334
Практический потолок, м 25900 (26500)
Длина разбега при массе 63505 кг, м 1646
Взлетная дистанция при нормальной массе, м 2745
Длина пробега, м 1097
Посадочная дистанция, м 1830
Вооружение
Вооружение нет
Год принятия на вооружение 1966

Схема SR-71A

Источники информации:

  1. «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
  2. Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
  3. The online Blackbird Museum
  4. «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
  5. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  6. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /