X-33
Ракетный самолет
X-33 создавался в рамках программы
Reusable Launch Vehicle (RLV-космический корабль
многоразового использования).
Lockheed Martin получила от NASA
контракт на постройку X-33 в июле 1996 г. NASA планировало потратить на этот проект 941 млн дол.,
Lockheed Martin собиралась инвестировать в него еще как
минимум 220 млн дол. Первый полет космического корабля X-33 первоначально был запланирован на
март 1999 г. Потом старт был отодвинут на июль, декабрь, а затем на середину 2000 г.
X-33 не планируется выводить на орбиту.
Он проведет серию полетов в атмосфере над западной территорией США для проверки работы
всех своих систем. Намечено 15 испытательных
полетов. Стартуя вертикально с авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии, X-33 должен достигать
скорости 15М на высотах до 100 км (60 миль). Посадочные полосы расположены на испытательном
полигоне Dugway, UT, и базе ВВС Malmstrom, MT. Строительство
Центра испытательных полетов X-33 началось в ноябре 1997 г. и было завершено в соответствии с
предварительными планами чуть более чем через 12 месяцев, причем без перерасхода средств - на
строительство было выделено 32 млн.дол.
X-33 является уменьшенной вдвое моделью будущего корабля многоразового использования VentureStar, решение о создании которого
будет принято на основании результатов испытательных полетов X-33. Он создается для
испытания ряда важных технологий для будущих космических кораблей многоразового использования, в частности двигателя,
композитных топливных баков, систем тепловой защиты и алюминиевого топливного бака для жидкого кислорода.
Как уже говорилось, первый полет неоднократно переносится. Он был отложен как
минимум на 6 месяцев до декабря 1999 из-за проблем в
двигателе. Задержка увеличила затраты на этот проект на 36 млн дол.
Проблемы вызваны недостаточной надежностью крепления друг с другом деталей
V-образного сопла двигателя XRS-2200, которые
должны выдерживать высокую температуру. Разработкой двигателя занималась компания
Rocketdyne, дочерняя фирма корпорации Boeing. Затраты, связанные с
задержкой, были произведены за счет Rocketdyne.
В декабре 1998 г. во время испытаний при
высокой температуре внутренняя стенка одного из двух баков для жидкого водорода потеряла герметичность. Представители Lockheed Martin считают,
что в браке виноват изготовитель баков - субподрядчик компания Alliant Techsystems.
После расследования инцидента было решено заменить композитные баки на более надежные алюминиевые. Поэтому сроки первого полета этого корабля были сдвинуты на 2003 г (вместо марта 1999 г. согласно первоначальным планам).
1 марта 2001 года NASA объявило о прекращении финансирования проектов X-33 и X-34. Такое решение было принято после объявления новой стратегии NASA по переориентации своей деятельности на разработку корабля многоразового использования нового поколения в рамках "инициативы космического запуска" (Space Launch Initiative, SLI). NASA сообщило, что сейчас ведутся переговоры с рядом компаний о заключении контрактов по программе SLI, но ни X-33 ни X-34 по этой программе денег не получат.
Правда было объявлено, что Lockheed Martin может при желании самостоятельно финансировать X-33, но сама компания уже заявила о том, что сколько-нибудь продолжительное время ей это делать не удастся.
Агентство NASA потратило на программу 912 млн дол., еще 357 млн дол. потратила компания Lockheed Martin (вместо 212 млн, как это предполагалось изначально).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Locheed - Martin | |
Обозначение | X-33 | |
Тип | Экспериментальный суборбитальный самолет | |
Экипаж, чел | -7 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 25,3 | |
Размах крыла, м | 28 | |
Высота, м | 8,2 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | линейный ЖРД XRS-2200 | |
Тяга, кН | на уровне моря | 1917 |
в вакууме | 2200 | |
Расчетные летные данные | ||
Максимальная скорость полета на высоте, М= | 15 | |
Потолок, км | 100 |
Источники информации:
- Программа RLV
- Дорогой «Бурана»