XF-108 Rapier

North American

Сверхзвуковой истребитель сопровождения

XF-108. Дизайн май 1958 г.

    В конце 1950-х годов командование US Air Force делало ставку на разработку тяжелого высокоскоростного перехватчика в рамках программы IMI (Improved Manned Interceptor).
Задание на LRI-X (дальний экспериментальный перехватчик, первоначальное название данного самолета) было выдано ВВС США 6 октября 1955 года.
11 октября 1955 был заключен контракт на предварительную разработку с North American Aviation (NAA), Lockheed и Northrop. Предложение NAA получило внутреннее обозначение NA-236.
9 мая 1956 по политическим и бюджетным причинам программа была прекращена, но 11 апреля 1957 года возобновилась.
6 июня 1957 с фирмой North American был заключен договор на поставку двух перехватчиков, названных F-108A (NA-257 – фирменное обозначение).
Самолет рассчитывался на большую дальность полета и скорость порядка М=3 для использования в качестве дальнего перехватчика (перехват советских стратегических бомбардировщиков над Арктикой) и сопровождения американских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков B-70 «Валькирия».
ВВС рассчитывали получить первый истребитель к началу 1963 года. Планировалось, что будет заказано 480 F-108.

    Отличительной особенностью перспективного самолета являлась крайне сложная для того времени система управления огнем (СУО) на основе импульсно-допплеровской РЛС ASG-18, обладающей селекцией целей в нижней полусфере. «Главным калибром» F-108 были ракеты воздух-воздух большого радиуса действия GAR-9 «Super Falcon». Ракеты фирмы Hughes имели дальность 176 км при массе 365 кг и должны были размещаться в отсеке вооружения.
Скорость ракеты, равная до М=6, должна была обеспечиваться жидкостным двигателем фирмы Локхид. Для наведения использовалась комбинированная головка самонаведения – на средней дистанции полета полуактивная радиолокационная, на конечном – инфракрасная.
УР GAR-9 в отсеке вооружения F-108. 1959

    Для отработки СУО была создана летающая лаборатория на базе бомбардировщика Convair B-58 Hustler (заводской номер 55-665).
    Первоначально F-108 проектировался как утка с треугольным крылом.
Посередине задней кромки крыла намечалось установить 2 дополнительных киля для устойчивости на скоростях выше М=2. Воздухозаборники — регулируемые с вертикальным клином.
    На стадии макета конструкция самолета была изменена. Передние стабилизаторы и верхние части установленных на крыле килей были удалены. Воздухозаборники стали «ковшовыми». Крыло из треугольного приобрело форму двойной дельты, с углом стреловидности по передней кромке 65о — в корневой части и 45о на консолях. Вероятно, концевые части крыла могли отклоняться вниз, аналогично XB-70.
Макет F-108. 1959

    XF-108, как и первоначально XB-70, должен был оснащаться двигателями J95-GE-5, использующими бороводородное топливо (пентаборан). Это топливо обладало более «высокой калорийностью», чем керосин. Но как оказалось, это увеличивало дальность лишь на 10%, а топливо было очень токсично. И в августе 1959 г. была закрыта разработка бороводородного топлива и двигателя J95-GE-5.

    30 декабря 1958 количество предсерийных YF-108A в заказе сократилось с 31 до 20, а дата первого полета сдвинулась с февраля на апрель 1961.
Полноразмерный макет XF-108 был представлен ВВС 17–20 января 1959, а 15 мая проект получил имя «Rapier».

    ВВС США к середине 1959 года начали испытывать сомнения в необходимости дорогостоящей программы нового перехватчика. Программа XF-108 была закрыта на стадии макета 23 сентября 1959 г, почти одновременно с B-70.
NAA продолжало работы по F-108 до 1960 г. в надежде на возобновление программы. Расходы на разработку перехватчика составили 141,9 млн долларов.

    Конструкция фюзеляжа и ряд систем были использованы при создании сверхзвукового A-5 Vigilante.
СУО Хьюз AN/ASG-18 и ракеты GAR-9 (позднее их обозначение сменилось на AIM-47A), разработанные для XF-108, были использованы на Lockheed YF-12.

Описание
Разработчик North American
Обозначение XF-108
Кодовое наименование НАТО Rapier
Тип истребитель-перехватчик (сопровождения)
Экипаж, чел. 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, исключая штангу ПВД, м 27,2
Высота самолета, м 6,74
Размах крыла, м 17,5
Площадь крыла, м2 173,5
Относительное удлинение крыла 1,68
Масса самолета, кг максимальная взлетная 46270 (46510)
боевая 34530
пустого 23090
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРД J95-GE-5(3)
Тяга двигателя (на форсаже), кгс (кН) 13620 (133,5)
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 3,186 (3)
Скороподъемность, м/мин 5486
Потолок, м 20 400
Дальность полета, км (мили) радиус действия 1641 (1020/1150)
перегоночная 4000 (2485)
Вооружение
Пушки 4 х 20 мм
Бомбовая нагрузка, кг до 1800
НУР 108 х 70 мм
УР «воздух-воздух» 3х GAR-9 «Super Falcon»

Проекции XF-108. 1958XF-108A на стадии макета
Компоновка XF-108A на стадии проектированияКомпоновка XF-108A на стадии макета
Компоновка XF-108
Макет F-108
Макет F-108
Рисунок F-108Модель F-108

Источники информации:

  1. North American F-108A / USAF Museum /
  2. Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
  3. North American XF-108 Rapier / Prototypes.com /
  4. «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
  5. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /