Гроховский Павел Игнатьевич

Конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники, Мастер парашютного спорта (1934), полковник.
Родился 18 (6 по ст.ст.) марта 1899 года в г.Вязьма Смоленской губернии.
Окончил начальную школу в Твери, затем учился в Тверском реальном училище (1910—1915).
Участник Октябрьского вооружённого восстания и Гражданской войны.
В 1917 году вступил добровольцем в Ревельский отряд революционных моряков. Служил на линкоре «Петропавловск» Балтийского флота, на Волжско-Каспийской военной флотилии, в сухопутных матросских частях И.К.Кожанова и П.Е.Дыбенко – рядовым, затем командиром роты. Участвовал в боях с немцами на Украине, с колчаковцами, деникинцами, с англичанами в Энзелийской операции и снова на Украине, с махновцами. Член ВКП(б) с 1919 года. Последняя должность на флоте – комиссар Черноморского и Азовского побережий. Был тяжело ранен (растрелян махновцами), полностью излечился. Награжден именным маузером, и бантами «За храбрость».
Окончил Егорьевскую теоретическую школу авиации, в январе 1925 году окончил 2-ю ВШЛ (г.Борисоглебск). Служил военным летчиком в Евпатории. Весной 1928 года переведен в г.Новочеркасск на должность командиром звена эскадрильи. Здесь, летом 1928-го, он сделал свое первое изобретение… глиняные бомбы! Дело в том, что для тренировки в бомбометании пилоты использовали цементные бомбы, которых катастрофически не хватало. Гроховский же придумал делать учебные бомбы из глины, которые к тому же начинялись цветным мелом: красным, синим, желтым, зеленым. Для каждого летчика – своим, чтобы сверху сразу было видно, чья бомба попала в цель.
С 1929 года — лётчик-испытатель научно-исследовательского института Военно-воздушных сил, руководитель конструкторского отдела при НИИ ВВС.
С ноября 1930 года — начальник и главный конструктор Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА.
Возглавлял работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования; разработал планер Г-63 (1932), мотопланер Г-31 (1932), транспортно-десантный самолёт Г-37 (1934).
С 1934 года — Начальник и главный конструктор Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА.
Создал первые в мире хлопчатобумажные десантные и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов; занимался также реактивной артиллерией. Автор ряда оригинальных проектов вооружения и военной техники, таких как бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани или ранний проект ручного противотанкового гранатомёта.
Под его руководством были также разрабатывались самолёты: «Кукарача» (Г-39; 1935), Г-38 (ЛК-2).
В ноябре 1936 года приказом Главного управления авиационной промышленности Особое конструкторское бюро было ликвидировано.
В 1937 году назначен начальником хозяйственного управления Центрального Совета Осоавиахима.
Арестован 5 ноября 1942 года. Был приговорен Особым Совещанием при НКВД к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 29 мая 1943 года на расстрельном полигоне Коммунарка. Реабилитирован в 1957 году посмертно.
Награждён орденом Ленина(1933).

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *