Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 2
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА

3.4. Управление рулем направления

В проводку управления рулем направления включены две АРМ, каждая из которых состоит из необратимого бустера и демпфера рыскания (рис. 3.3). Руль направления может отклоняться в режимах безбустерного и бустерного управления с помощью педалей, а также от САУ-1-2Т. Демпфер рыскания способен отклонять руль направления в пределах ±5°.

На руле направления установлены триммер с электроприводом и пружинный сервокомпенсатор. Триммер используется при безбус-терном управлении для снятия усилий с педалей. В полете руль направления отклоняется с помощью пружинного сервокомпенсатора, котррый снижает нагрузки на педалях при безбустерном управлении, а при бустерном - разгружает бустер.

К проводке управления рулем направления подключено загрузочное устройство, конструктивно аналогичное загрузочному устройству канала руля высоты, без коррекции усилий по скоростному напору. Загрузочное устройство автоматически отключается при отсутствии давления жидкости в бустерах или при отсоединении бустеров и загрузочного устройства от проводки управления с помощью пироустройств. Предусмотрено также аварийное отключение загрузочного устройства выключателем. При отключении загрузочного устройства загорается лампа сигнализатора «Загрузка РН откл.» на табло панели бустеров. В проводке управления руля направления за АРМ установлен пружинный догружатель, предотвращающий падение усилия на педалях при неработающих бустерах и крайних отклонениях руля в полете с большими углами скольжения.

Для ограничения аэродинамических нагрузок, действующих на вертикальное оперение, при полете с убранными закрылками к проводке управления рулем направления подключен пружинный электроприводной механизм ограничения угла его отклонения. Механизм ограничения автоматически создает дополнительную нагрузку на педалях при полете с убранными закрылками. При отказе автоматического отключения механизма ограничения обеспечено отклонение руля направления на полный угол, но дополнительная нагрузка на педалях возрастает.

При заклинивании штока силового гидроцилиндра бустера предусмотрено аварийное отсоединение бустеров от проводки управления руля направления с помощью пироустройств. Дальнейший полет осуществляется при безбустерном управлении.

Два демпфера рыскания предназначены для автоматического отклонения руля направления с целью гашения боковых короткопе-риодических колебаний самолета. Электрические сигналы, определяемые угловой скоростью самолета, передаются на демпфер с блока демпфирующих гироскопов. Шток демпфера воздействует на управляющий золотник бустера. При включении САУ-1-2Т в режиме демпфер автоматически отключается и устанавливается в нейтральное положение.

Схема управления рулем высоты Ил-76

Рис. 3.3. Схема управления рулем направления: 1 - педали; 2 - механизм отстрела загрузочного устройства; 3 - загрузочное устройство; 4 - механизм ограничения углов отклонения; 5 - рулевая машина САУ, 6 - АРМ, 7 -демпферы рыскания; 8 - механизмы отстрела АРМ; 9 - пружинный догружатель; 10 - сервокомпенсатор; 11 - механизм управления триммером

<< Управление стабилизатором Управление элеронами и спойлерами >>