МКБ "Радуга"

Х-90 / ГЭЛА (AS-19 «Koala»)
гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат

    Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей. Борьба за скорость всегда была одним из ключевых направлений повышения эффективности летательных аппаратов «Радуги».Модель 2 В среднем 10 лет уходило на прирост числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е - 2,5-3, в 80-е - 3-4. Каждая единица М - это новая аэродинамика, согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения, методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего...
ГЭЛА на МАКС 95
    В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг. Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97.
    Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ "Радуга" начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет.
    На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан и испытан экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА. Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г. Работы по проекту Х-90 прекращены в 1992 г.
    На Западе бытует название крылатая ракета AS-19 Koala (ранее обозначение AS-X-19 использовалось для КР «Метеорит»), поскольку изначально система имела военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55. Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работа над ракетой была приостановлена в 1992.
    Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга» на авиасалоне МАКС-1995. Аппарат длиной около 12 м оснащен сверхзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим керосин. Его старт осуществляется с самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания CПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5. Маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработан ТМКБ «Союз», главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА были успешно завершены в октябре 1988 г.
    На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем. Аппарат мог совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2,3–4,5 на высотах от 8 до 27 км.
    До недавнего времени за рубежом не было аналогов этой системы. В то же время противоречивые сообщения об американском гиперзвуковом летательном аппарате, ранее известном как Аврора, свидетельствовали о проведении там работ в этом направлении. Однако стоимость летных экспериментов и затраты на изготовление опытных летательных аппаратов очень велики. Ряд проектов и программ, разработанных и реализуемых в США (HySTR, Hyper-X, Х-34), предусматривает создание летающих лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так и путем создания новых специализированных летающих лабораторий. При этом стоимость проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ Х-34. Общая стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 составляет более 175 млн. долларов.

ГЭЛА на МАКС-95 ГЭЛА на МАКС-95 макет ГЭЛА в музее МКБ «Радуга»
Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-90 ГЭЛА
Кодовое наименование НАТО AS-19 «Koala»
Тип стратегическая крылатая ракета гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат
Система управления инерциальная и радиокомандная
Носитель Ту-95
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м ок.12
Размах крыла, м 6,8-7
Масса, кг ок.15000
Число боеголовок 2
Силовая установка
Двигатель CПВРД
Ускоритель РДТТ
Летные данные
Скорость полета, М= 4-5
Высота, м пуска 7000
полета 7000-20000
Дальность, км 3000

Схема ГЭЛА

Источники информации:

  1. Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
  2. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
  3. Русская «Кухня» покорила немцев / Д.Литовкин, «Красная звезда» 1997 /
  4. Raduga [BL-10]; AS-19 KOALA; SS-N-24 SCORPION; SSC-5 / FAS /
  5. «Новости космонавтики»

Рейтинг@Mail.ru Топ-100