Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

ВВЕДЕНИЕ

    В 1966 году в военно-воздушных силах Советского Союза (ВВС) было сформулировано техническое задание на военно-транспортный самолет (ВТС) нового типа, который предназначен на замену Ан-12. Требовалась машина, способная транспортировать до 40 тонн груза на расстояние порядка 5000 км без ухудшения взлетно-посадочных характеристик (ВПХ).
    Работы по созданию Ил-76 начались в 1967 году в условиях конкуренции с ОКБ О.К.Антонова, которое предлагало глубокую модернизацию Ан-12. Выиграло ОКБ С.В.Ильюшина.
    Руководство созданием Ил-76 впервые осуществлял не сам С.В.Ильюшин, а его заместитель – Г.В.Новожилов. Главным конструктором Ил-76 и последующих его модификаций стал Р.П.Папковский.
    Самолет Ил-76 имеет следующие модификации:
    Ил-76 - ВТС с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ – 28 июня 1966 г. Первый полет - 25 марта 1971 г (экипаж под командованием Э.И.Кузнецова). Принят на вооружение ВВС СССР 21 апреля 1976 г. Выпускался серийно. Построено 73 самолета.
    Ил-78 - самолет-заправщик на базе Ил-76 с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ - 14 марта 1968 г. Первый полет - 26 июня 1983 г. Принят на вооружение ВВС СССР 1 июня 1987 г. Выпускался серийно.
    Ил-70 - самолет дальнего радиолокационного обнаружения на базе Ил-76. Начало работ - 3 августа 1969 г. Работа передана ОКБ Г.М.Бериева, где он создан под индексом А-50.
    Ил-76М - модифицированный ВТС с увеличенной грузоподъемностью с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ - 6 марта 1970 г. Первый полет - 24 марта 1978 г. Выпускался серийно.
    Ил-76Т-модифицированный транспортный самолет с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ - 6 марта 1970 г. Первый полет - 4 ноября 1978 г. Выпускался серийно.
    Ил-96 - модифицированный грузопассажирский самолет, на базе Ил-76, с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ - 1 июня 1972 г.
    Ил-76К-модифицированный самолет для подготовки космонавтов в условиях невесомости. Начало работ - 24 июля 1972г. Первый полет - 2 августа 1981 г. Построено 3 самолета.
    Ил-76ПС - модифицированный поисково-спасательный самолет с четырьмя ДТРД Д-30КП. Начало работ - 28 июня 1972 г. Первый полет - 18 декабря 1984 г. Самолет прошел полный комплекс Государственных летных испытаний, но серийно не выпускался.
    Ил-76МД - летающая операционно-реанимационная лаборатория «Скальпель-МТ». Начало работ - 6 января 1976 г. Первый полет - 23 июля 1983 г. Самолет прошел полный комплекс испытаний и эксплуатируется в одном экземпляре.
    Ил-76МГА - модифицированный транспортный самолет для МГА. Начало эксплуатации - 22 декабря 1976 г. Построено и эксплуатировались 2 самолета.
    Ил-76МД - модифицированный ВТС с увеличенной дальностью и грузоподъемностью. Первый полет - 6 марта 1981 г. Выпускается серийно.
    Ил-76ТД - модифицированный ВТС с увеличенной дальностью и грузоподъемностью. Первый полет - 5 мая 1982 г. Ил-78М - модифицированный самолет заправщик. Начало работ - 20 декабря 1984 г. Первый полет - 7 марта 1987 г. Выпускается серийно.
    Ил-76ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний двигателя Д-18Т (самолет Ил-76 СССР-86891). Первый полет - 1982 г.
    Ил-76 - модифицированный транспортный самолет для перевозки стабилизаторов сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160. Первый полет - 30 октября 1986 г. (самолет Ил-76 СССР-76496).
    Ил-76ЛЛЗ - летающая лаборатория для испытаний двигателя Д-90А (ПС-90А) (самолет Ил-76 СССР-76492). Первый полет - 26 декабря 1986 г.
    Ил-76ЛЛ4 - летающая лаборатория для испытания двигателя Д236Т с воздушным винтом СВ-34, а затем двигателя Д-27 с воздушным винтом СВ-27 (самолет Ил-76 СССР-76529).
    Ил-76ЛЛ5 - летающая лаборатория для испытаний двигателя ТВ-117А с воздушным винтом СВ-34 (самолет Ил-76Т СССР-06188). Первый полет - 1989 г.
    Ил-76МДК - модифицированный самолет для подготовки космонавтов в условиях невесомости. Первый полет – 6 августа 1988 г.
    Ил-76П - самолет для тушения площадных пожаров с выливным авиационным прибором емкостью 32 тонны. Первый полет - 22 сентября 1989 г.
    Ил-76П - самолет для тушения площадных пожаров с выливным авиационным прибором емкостью 42 тонны. Первый полет - 28 января 1993 г. Находится в эксплуатации в авиации Министерства МЧС РФ.
    Ил-76МФ - модифицированный ВТС с четырьмя ДТРД ПС-90-А-76. Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 60 тонн-4800 км. Первый полет - 1 августа 1995 г.
    Ил-76ТФ - модифицированный транспортный самолет с четырьмя ПС-90-А-76.
    Ил-76ТФ-100-модифицированный транспортный самолет с четырьмя ДТРД СFМ56-5С.
    Самолет Ил-76 (его модификации) предназначен для транспортировки крупногабаритных грузов, техники и личного состава, парашютного десантирования техники и личного состава и при оснащении дополнительным оборудованием для выполнения специальных операций.

<< Содержание Конструкция самолета >>