Библиотека

«Мы учим летать самолеты»
55 лет Школе летчиков-испытателей
Специальный выпуск еженедельника «Жуковские Вести»

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

С чего начиналась Школа летчиков-испытателей

   Как известно, Школа летчиков-испытателей была образована в октябре 1947 г. Но мало кто знает о существовании курсов повышения квалификации летчиков-испытателей при ЛИИ, начавших свою работу еще в 1944 г.
   Курсы были образованы на основании приказа народного комиссара авиационной промышленности СССР № 623 от 24 октября 1944 г. Вот текст этого приказа:

«В целях повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП и передачи им опыта по испытаниям самолетов ЛИИ НКАП, приказываю:
  1. С 12 ноября 1944 г. открыть при ЛИИ НКАП двухнедельные курсы повышения квалификации летчиков-испытателей заводов НКАП. Занятия на курсах производить по утвержденной много программе.
  2. Начальником курсов назначаю заместителя начальника ЛИИ НКАП т. Зосима Д.С.
  3. Начальнику ЛИИ НКАП т. Чесалову А.В. выделить оборудованные помещения для классов и общежития курсантов и обеспечить курсы инструкторско-преподавательским составом.
  4. Начальнику Главснаба НКАП т. Калинину И.А. обеспечить курсы инвентарем, согласно прилагаемой спецификации (приложение № 1), и канцелярскими принадлежностями по заявкам ЛИИ НКАП.
  5. Заместителю наркома т. Шорину Г.Ф. обеспечить спецпитанием летчиков-испытателей во время пребывания их на курсах,
  6. Директорам заводов обеспечить своевременность командирования летчиков-испытателей на курсы повышения квалификации, учитывая сроки их прибытия, согласно прилагаемым спискам (приложение № 2 рассылается соответствующим заводам и организациям).
  7. Начальнику курсов т. Зосиму Д.С. на всех окончивших курсы летчиков-испытателей представить председателю классификационной комиссии НКАП т. Коккинаки В.К. аттестации для присвоения классов.

Народный комиссар авиационной промышленности
 А.И.Шахурин».

   Вдумайтесь: еще идет война, враг только-только вытеснен за пределы страны, а нарком уже думает о будущем. Он понимает, что для освоения новых скоростей и перехода на реактивную технику необходимы более глубокие знания и опыт.
   К приказу подшиты три приложения. В приложении № 1 перечисляются «постельные принадлежности и другие материалы для организуемых курсов летчиков-испытателей НКАП». Поражает дотошность снабженцев (нельзя удержаться, чтобы не процитировать). Итак, для создаваемых курсов выделялись:

 «1. Матрацев - 30 штук
 2. Подушек - 60 штук
 3. Одеял - 30 штук
 4. Простыней - 120 штук (по 2 смены)
 5. Наволочек- 120 штук (по 2 смены)
 6. Полотенец - 120 штук (по 2 смены)
 7. Материал для светомаскировки - 100 метров».

  Как видите, предусматривались все мелочи. Аэродром еще на военном положении (сохраняется светомаскировка), но курсы начинают работу.
  Далее следует приложение № 2 «Список летчиков-испытателей НКАП, направляемых на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В списке — 120 фамилий. В одной из граф списка проставлена очередность прохождения курсов. Летчики должны были обучаться на курсах четырьмя последовательными группами по 30 человек.
  А в завершение приказа — приложение № 3 «Список летчиков-испытателей НКАП, не подлежащих направлению на курсы повышения квалификации при ЛИИ НКАП». В нем — 36 летчиков. В их числе — все летчики-испытатели ЛИИ (работавшие в институте в то время), а также наиболее подготовленные летчики-испытатели других организаций. Среди них — Б.Н.Бирбуц, Ф.Е.Болотов, А.И.Жуков, В.Б.Иншаков, В.В.Карпов, В.К.Коккинаки, Б.Н.Кудрин, А.А.Курбан, В.А.Матвеев, Я.Н.Моисеев, Ф.Ф.Опадчий, Я.Г.Пауль, А.К.Туманский, Н.А.Целибеев, Л.А.Юнгмейстер. Пусть читатель простит столь длинный список, но это — лучшие летчики-испытатели страны тех лет. Жаль, что теперь их фамилии известны лишь очень узкому кругу историков авиации.
  К огромному сожалению, сейчас жив только один из более чем 100 выпускников курсов - Виталий Григорьевич Мареев. Ему - 93 года, живет в Киеве. Он смог рассказать некоторые подробности о том, как проходило обучение на курсах. Лекции читали такие признанные научные авторитеты, как М.А.Тайц, В.С.Ведров, А.В.Павлов и другие. Летчики-испытатели ЛИИ - С.Н.Анохин, М.Л.Галлай, А.Н.Гринчик, С.Ф.Машковский, Н.С.Рыбко, А.П.Якимов и другие — щедро делились своим богатым опытом. За полмесяца слушатели получали серьезный багаж новых знаний. После прохождения курсов летчики сдавали экзамен комиссии, которую возглавлял известный ученый, профессор Владимир Леонтьевич Александров. Тем, кто успешно сдал экзамены, повышались классы, и они возвращались к летной работе на свои авиазаводы. В 1945 г., после прохождения обучения всеми летчиками из списка, курсы прекратили свое существование. А в 1947 г. при ЛИИ была создана двухгодичная Школа летчиков-испытателей, история деятельности которой известна.
  Таким образом, можно считать, что Школа летчиков-испытателей ведет свое начало от курсов повышения квалификации при ЛИИ, которые были образованы осенью 1944 г.

Андрей СИМОНОВ

  НАЧАЛЬНИКИ ШКОЛЫ ЛЕТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ
М.В.Котельников Н.А.Дарский И.П.Полунин А.С.Розанов
КОТЕЛЬНИКОВ Михаил Васильевич, генерал-майор авиации, летчик-испытатель. Возглавлял ШЛИ в 1947-1953 гг. ДАРСКИЙ Николай Александрович, полковник ВВС, летчик-испытатель. Возглавлял ШЛИ в 1954-1955 гг. ПОЛУНИН Иван Петрович, полковник ВВС, летчик-испытатель. Возглавлял ШЛИ в 1955-1961 гг. РОЗАНОВ Александр Сергеевич, полковник ВВС, летчик-испытатель. Возглавлял ШЛИ в 1961-1969 гг.
Л.В.Фоменко Ф.И.Бурцев В.И.Лойчиков В.Г.Кондратенко
ФОМЕНКО Лев Васильевич, генерал-майор авиации, заслуженный летчик-испытатель СССР. Возглавлял ШЛИ в 1970-1974 гг. БУРЦЕВ Федор Иванович, полковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР. Возглавлял ШЛИ В 1974-1988 гг. ЛОЙЧИКОВ Владислав Ильич, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. Возглавлял ШЛИ в 1988-1989 гг. КОНДРАТЕНКО Владимир Григорьевич, полковник ВВС, заслуженный летчик-испытатель СССР. Возглавляет ШЛИ с 1989 г. и по настоящее время.
Школа летчиков-испытатепей - история нашей авиационной науки. В последние годы было несколько полноценных выпусков. Есть надежда, что у Школы появилось вполне определенное будущее. О будущем потенциале Школы мы беседуем с Владимиром Григорьевичем Кондратенко, начальником Школы летчиков-испытателей, заслуженным летчиком-испытателем СССР:

 — В прежние времена работала четкая схема отбора и обучения летчиков: каждый год по запросу из Министерства авиационной промышленности военные предоставляли нам личные дела 50-70 военных летчиков. Основываясь только на документах, мы отбирали из них около 25—30 личных дел и сообщали об этом руководству ВВС. Они откомандировывали в Жуковский выбранных летчиков, которые проходили медицинскую комиссию и сдавали экзамены по теоретической и летной подготовке. По этим результатам отбирались 15-20 человек, которые и становились слушателями Школы. После десяти лет затишья в 1999 году состоялся полноценный набор в ШЛИ.
 — Произошли ли изменения в требованиях к отбору слушателей и удалось ли сохранить преподавательский коллектив?
 — Как и прежде, основным критерием отбора является желание летчика. Именно благодаря желанию можно горы свернуть, а без него даже самый способный ничего не добьется. При поступлении идет как бы подгонка всех под один определенный уровень, а затем слушатели проходят общий теоретический курс, после которого сдают трехступенчатые экзамены. Ясно, что наука идет вперед, техническое оснащение летательных аппаратов совершенствуется, слушатели должны быть эрудированными во многих областях знаний.
  Прошедшие этот сложный конкурс люди демобилизуются из армии и приезжают сюда с семьями. Для этого у нас было построено специальное общежитие. Когда начался великий процесс перестройки, эта схема начала ломаться. Все договоры с Министерством обороны аннулировались, потом начались сокращения в армии. Раньше государство предоставляло самолеты, топливо, а теперь государственной поддержки мы лишились. В наши обязанности стало входить не только обучение, но и добывание денег на обучение. Не секрет, что средний возраст летчиков в ЛИИ — около 50 лет. Процесс старения неизбежен, и старые летчики-испытатели стали списываться. Потребовались молодые испытатели, поэтому КБ и заводы были вынуждены

находить деньги, чтобы отправить своих летчиков на учебу.

Сегодня работы мало, и сама жизнь поставила летчика в другие условия. Однако я уверен - жизнь заставит и хорошо поработать, а грамотный летчик-испытатель станет необходимостью. Расположение Школы выбрано очень удачно - ее окружают различные КБ, институты, в которых работают крупнейшие специалисты в области авиации - они готовы с нами сотрудничать. Базовые занятия проводятся на самолетах Л-39, Як-40. Слушатели знакомятся с новыми режимами, выполняемыми на самолетах Су-37, С-37, МиГ-29, анализируют результаты этих экспериментов. Что касается вопроса о преподавателях, то это один из болезненных вопросов. Нам пока удается сохранять преподавательский состав. ШЛИ — подразделение ЛИИ. Сегодня понемногу ситуация выправляется, и будем надеяться, что Школа и Институт помогут друг другу выжить.
- Учитывая эти обстоятельства, вводятся ли в программу обучения новые предметы?
— Безусловно. Одним из профилирующих предметов считается знакомство с новой техникой. Постоянно обновляется курс «Методика летных испытаний». Во время обучения проходят дни фирм: Микояна, Сухого, Яковлева, Туполева и других с приглашением шеф-пилотов, которые рассказывают о новых разработках и экспериментах. Так что слушатели всегда в курсе современных разработок. Учитывая специфику профессии летчика-испытателя, введена такая дисципли-

на, как авиационная психология. Ведь летчики при испытаниях часто попадают в экстремальные ситуации, чреватые угрозой стресса. И наша задача - научить ребят держать себя в руках в любых ситуациях и обстоятельствах. В воздухе летчик-испытатель должен забыть об эмоциях и сосредоточить свое внимание на выполняемой работе. Насколько успешно это введение новой дисциплины, покажет будущее.
  — Какие перспективы развития Школы вы видите?
  - Все зависит от сознания нашего общества. Это как у Булгакова в «Собачьем сердце»: разруха у нас не в клозетах, а в головах. Сами самолеты летать не будут. За все время существования Школы сформировалось четкое правило: заниматься профессиональной летно-испытательной работой могут люди, закончившие ШЛИ и имеющие диплом летчика-испытателя. Хочется верить, что авиационные предприятия поймут опасность непрофессионализма, а Школа летчиков-испытателей возродит свои традиции, станет тесно сотрудничать с КБ и получит поддержку государства. Поэтому пока все мы не поймем, что авиация — одна из тех сфер жизнедеятельности, по состоянию которой определяется мощь государства, отдельные альтруисты, оказывающиеся постоянно в меньшинстве, ничего изменить не смогут. Я лично оптимист и верю в светлое будущее российской авиации в целом и Школы летчиков-испытателей в частности.

 Виктория РАДИШЕВСКАЯ