Добро пожаловать на страницы первой российской интернет-энциклопедии «Испытателей аэрокосмической техники».
В этом разделе пополняется база данных по испытателям. Вы можете искать их по имени, по учебному заведению, месту работы/службы, дате гибели (Мемориал), участию в вооруженных конфликтах и т.д. Надеюсь вам легче будет найти информацию, дополнить и прокомментировать ее.
Тема открыта и я жду ваших замечаний и дополнений.
Спасибо за сайт. Фото вверху это монумент в ахтубинске летчикам испытателям.
К сожалению ничего не нашел про А50 начальником испытания первого комплекса которого был мой отец Морозов Владимир Григорьевич.
Он был штурман наведения а потом вот перешел на руководящую и испытательную должность.
К сожалению он в прошлом году умер так многого мне и не рассказав.
самолет ДРЛО и управления А-50
Создателям сайта — спасибо.
Но необходимо его дополнять и править.
Выпускник ЦПЛИ Попов С.С.
Очень люблю Ваш сайт и стараюсь посещать его как можно чаще. Прекрасная, огромная и важная работа! Достойное сбережение памяти о героях-испытателях, о лучших людях нашей авиации. Всегда чувствую глубокую благодарность всем создателям этого сайта.
Но есть, к сожалению, и вещи, вызывающие недоумение: например, не нашел на сайте никаких упоминаний о Заслуженном летчике-испытателе СССР Николае Иосифовиче Горяйнове. Вероятно, это какое-то недоразумение, которое вскоре будет исправлено.
Желаю Вам всего самого доброго, спасибо!
Спасибо на добром слове!
Старую статью о Н.И.Горяйнове найти не так просто. Найдеюсь новая будет доступней.
К Вам просьба! Прочитайте книгу Вашего жителя Вашего города Жуковский Андрея Симонова «Заслуженные испытатели СССР»
Очень полная версия о всех заслуженных испытателях,чей труд отмечен Правительством!
В Вашей Энциклопедии они должны быть ОБЯЗАТЕЛБНО!
С уважением!
«Заслуженный летчик-испытатель СССР» знак №338
Б.В.Олейников
+
Спасибо за предложение!
Я благодарен Андрею Симонову за всемерную помощь в наполнении сайта, за разрешение на публикацию его книг «Испытатели МиГов» и «Испытатели ЛИИ» в Аэробиблиотеке, за книгу «Заслуженные испытатели СССР» с автографом. Андрей дал разрешение на публикацию книги, надеюсь до конца года мы это осуществим.
Прошу включить меня в список выпускников ЦПЛИ-1983 года и династий к моим родным братьям Олегу и Константину. Более подробно позже.
Здравствуйте. Прошу Вас внести дополнение в список испытательных полетов Юрия Гарнаева. В 1962 году он первый поднял в воздух в г. Ташкенте АН 22. У меня есть фото где он сфотографирован с моим отцом после первого полета на АН 22.
Мой отец Кошелев Евгений Александрович занимался доводкой АН 22. За это был награжден Орденом Ленина.
Спасибо за сайт, прекрасная работа нужная и важная.
Прглашаю в Ахтубинск со многими летчиками можете познакомится.
Завтра отмечаем 90 лет ГЛИЦ. (жаль только сегодня случайно вышел на сайт).
Пробежал по списку, многих не нахожу в списке, например следующие фамилии :
Серегин Сергей Федорович — начальник ЦПЛИ.
Мартьянов Сергей Николаевич — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Васильев Виктор Алексеевич — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Юраков Николай Митрофанович — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Самодуров Дмитрий Владимирович — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Мерзляков Петр Павлович — Заслуженный штурман-испытатель СССР.
Ивлев Федор Александрович — Заслуженный штурман-испытатель СССР.
Мальцев Георгий Александрович — Заслуженный штурман-испытатель СССР.
Ощепков Александр Аркадьевич — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Царахов Александр Сергеевич — Заслуженный штурман РФ.
Вяткин Виктор Владимирович — Заслуженный штурман-испытатель РФ.
Моей фамилии также не нашел.
Романов Виктор Михайлович — Заслуженный штурман -испытатель РФ, кавалер ордена «За заслуги перед отечеством IV степени», кавалер ордена «Мужество», ордена «За военные зслуги». В настоящее время — Главный штурман 267 ЛИЦ (бывшее 1 управление НИИ ВВС).
С уважением, пишите.
Виктор,
Поздравляю с наградой. Ты ее заслужил. Рад был увидеть тебя по ТВ.
Сергей Микерин
Уважаемый, Виктор Михайлович!
Спасибо за отзыв. От души поздравляю вас с юбилеем прославленного испытательного центра!
Для восполнения пробела по С.Ф.Серегину и штурманам-испытателям прошу прислать их биографии и фото на admin@tpilot.ru
Просьба убрать второй комментарий.
ПРОСЬБА! Помогите найти координаты летчиков-участников Корейской войны для съемок в документальном телевизионном фильме. Все подробности готова рассказать. Моя электронная почта lanadini@mail.ru Иоланта Качаева, редактор.
Спасибо за сайт.Очень объёмная работа. Прошу Вас включить меня в подразделы главной страницы сайта:
1) Выпускник — ЦПЛИ;
2) Испытатели.
С уважением. Полковник запаса, лётчик испытатель первого класса Фокин Алексей Иванович (выпускник ЦПЛИ 1983-84 гг. 11 выпуск), ныне пенсионер.
Спасибо за сайт. Можно ли дополнить сайт Испытатели ГАНИЦ биографии Заслуженных лётчиков (штуранов)-испытателей СССР Э.М. Колкова, А.Н. Сушко, Е.М. Никитина, А.Г. Старостина, В.И. Ефимова (лётчики), В.В. Давыдова, Р.И. Субаева, С.С. Старостина, А.С. Кудрявцева, Р.Д. Юмагузина, В.Н. Парахина, М.И. Мешкова, В.Л. Сокол-Кутыдовского. Эти биографии имеются в книге Андрея Симонова Заслуженные испытатели СССР. В Подборке этих биографий в книгу я изанимался в месте с написанием своей книги Альбатросы-испытатели в объятиях двух стихий. С уважением В.Н. Парахин.
Уважаемый Администратор этого сайта!
Прошу Вашей помощи в восстановлении связи с потерянными родственниками, некоторых их которых я нашла здесь, а одного из них слишком поздно, чтобы узнать друг друга в жизни.
Я пыталась найти их в Тбилиси. Так как там много раз, как мне сказали менялись номера городских телефонов, искала через поисковик по фамилии — Спичка. Увы, но я не успела познакомиться в жизни с Олегом. Светлая ему память!
Но у него есть семья, есть родной брат Игорь с семьей и,
очень на это надеюсь, есть родители.
В комментариях к статье о его гибели есть те, которые оставлены родными, как я поняла племянником (Спичка Кирилл) и женой брата (Галина). Есть еще комментарий соседки по дому и подъезду.
Буду Вам безмерно благодарна, если Вы найдете немного времени и вышлите мне их электронные адреса. Думаю, что ситуация, в которой я прошу эти адреса, дает Вам право
нарушить обычное правило об их неразглашении.
Заранее благодарна.
С уважением, Светлана Карелова.
Здравствуйте!
В Вашей энциклопедии отсутствует Заслуженный летчик-испытатель СССР и Заслуженный испытатель аэрокосмической техники СССР Владимир Михайлович Пронякин.
Биография В.М.Пронякина опубликована на этом сайте в книге Испытатели ЛИИ. Для удобства поиска обновил биографию и добавил в энциклопедию.
Лушников Евгений Владимирович -19.04.1959г. р.,военный летчик 1 класса, летчик-испытатель 1 класса.
После окончания ЦПЛИ в 1989 — Саратовский авиационный завод,Як-42, Як-40,самоделки. С 1995г. — Казанский вертолетный завод Ми-8(17) всех модификаций, зкраноплан-8-ми местный, дельталет с жестким крылом, самоделки. С 2008г. КВС ПСО-21 ГУ «МОСОБЛПОЖСПАС». С 2011г. старший смены вертолетной площадки Клин МЧС России. г. Люберцы-место проживания. тел.89037949294. Пока жив.
Уважаемые создатели сайта!
Спасибо вам за вашу работу, сайт действительно интересный, но к сожалению не все испытатели, а тем более довольно известные, указаны в вашей энциклопедии.
Не все испытатели ОКБ Сухого!! Где Виктор Пугачев, Вячеслав Аверьянов, Евгений Фролов???
С сайта Сухого:
Вотинцев И. В. – начальник лётной службы ЛИ и ДБ ОАО «ОКБ Сухого», заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации;
Богдан С. Л. – зам. начальника ЛС ЛИ и ДБ ОАО «ОКБ Сухого», заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации;
Фролов Е. И. — заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации;
Ващук Ю. М. – заслуженный летчик-испытатель, Герой Российской Федерации;
Костин С. В. – лётчик-испытатель 1-го класса;
Кондратьев Р. В. – лётчик-испытатель 1-го класса;
Лилье А. П. – лётчик-испытатель 2-го класса;
Арцебарский Т. А. – лётчик-испытатель 2-го класса;
Шендрик А. В. – лётчик-испытатель 3-го класса;
Шендрик В. Г. – заслуженный штурман-испытатель, Герой Российской Федерации;
Маловечко П. Н. – заслуженный штурман-испытатель.
Чернышёв С. А. – Летчик – испытатель 2-го класса.
С уважением,
Илона
Уважаемая Илона!
А где в вашем списке Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации В.С.Ильюшин, более 20 лет испытывавший Су ?
Все кого вы перечислили есть тут. Со временем их биографии также будут перенесены в новый интерфейс сайта.
Очень жаль, что Вы оставили без внимания мою просьбу от 31 октября 2011. И вообще у меня написано, что комментарий ожидает премодерации. Знать бы с чем это связано.
Я понимаю, что Медведева это не Максимов и не Попович. Но всё же….. Буду благодарна, если Вы всё же мне ответите (хотя бы на email).
1984 год,ЮГВ, аэродром Дебрецен, полигон Надудвар.После работы на полигоне — пуск с-24, через 55 сек загорелся левый двигатель, затем правый. Высота 1850 метров. Катапультируется правый — ст. инспектор-лётчик ВВС ЮГВ п-к Пименов Виктор Михайлович. Перестановка крыла от 45 до 16 создала пикирующий момент. Внизу газовые склады Венгрии. Пытаюсь отвести самолёт вправо. Удаётся! Дёргаю держки — катапультирования не происходит. Вставаляю назад. Снова на себя… Взрывается третий бак и срабатывает катапульта. Высота 1 500м.Самолёт упал на расстоянии 420 м от газовых складов. На глубине 12 м откопали «чёрный ящик». Причина — разрушение лопаток турбины, титановый пожар. КПН, короче.
Почему-то в перечень лётных происшествий на Су — 24 эта авария не попала.
В то время п/п-к Лазебный Валерий Николаевич — командир 727 гв. бап
Сегодня: генерал-майор авиации в отставке, заслуженный военный лётчис СССР. Всем, кто меня знает-огромный привет и наилучшие пожелания! Поздравляю с наступающим Новым Годом!
В Домне авария(отказ кондиционирования)-командир экипажа Шахов, сами выключили двигатели.
В Джиде в 21 бап 20 апреля 1982, катастрофа ст.л-т Луняка и шт. к-н Халиков на полигоне(аналогия с локализатором ГШ-6-23 описанная Вами ранее).
Стрельба. После стрельбы экипаж (719-й) доложил»Трясет 719″
Потом: «Не включился»
Катапультировались. Халиков удачно, а Луняка погиб(удар об створку фонаря. Она якобы «задержалась» зацепившись выскочившей из зажима от тряски ручки троса притяжения фонаря). К-36Д сработало штатно, он приземлился мертвым.
При стрельбе снаряд пробил обшивку самолета, повредил проводку ПВД и скорость в автоматике(АРУ, АРЗ) мгновенно «упала» с 900км/ч до 200км/ч(а фактическая была 900), рули высоты отклонились в соответствии скорости 200км/ч И НАЧАЛАСЬ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРЯСКА.
Экипаж неправильно оценил ситуацию и дествовал в соответствии скорости 200км/ч и включил форсаж.
По докладу один не включился(следствие разрушения снарядом)
1982 или 1983?
Авария в Джиде в 21бап на полигоне Новоселенгинск.
Экипаж к-н Митрохин-шт.ст.л-т Ионов.
Бомбометание с ГП П-50-75.
После отделения авиабрмбы экипаж заметил сигнал «ПОЖАР …ДВИГАТЕЛЯ» или ХВОСТА точно не помню.
УДАЧНО КАТАПУЛЬТИРОВАЛИСЬ.
РАЗРУШЕНИЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ.
1987-1989(точно не помню).
Два Су-24М(42 гв.бап) взлет парой с аэродрома Шпротава(оперативный по плану ЛТУ)в 13.00.
Через несколько минут столкновение в воздухе.
Авария и катастрофа(крылом разрушен фонарь…)
Случай сто процентно был(я служил в Шпротаве), но нюансы требуют уточнения.
Господа, с Новым 2012 годом. Всего доброго вам, вашим родным и близким. Прочитал к статье о Разбегаеве А.П. комментарии Александра Евграшина. С Евграшиным я часто встречался на испытаниях, как разработчик, в том числе и по этой теме, о которой он пишет. Прошу Вас, не сочтите за труд. переслать ему адрес моей почты. Пусть Вас не смущает, что почта будет на другую фамилию. Многие десятилетия, которые я проработал в ВПК, оставили след — не светиться. Жду не только я связи с Евграшиным , но и полковник в отставке Александр Кузнецов.
На мемориале сайта нет
Эмма Самойлович Гринфельд
В 1946 г. зачислен в испытательный авиаполк — 27 осиап. Освоил полеты на реактивной технике.
27.10.49 г. при выполнении пилотажной программы на самолете Ла-15 в Ахтубинске капитан Гринфельд погиб. Выполнив первую часть полета, летчик начал выполнять петлю Нестерова. Находясь в верхней точке, самолет неожиданно потерял скорость и сорвался в перевернутый плоский штопор. Высоты для катапультирования, а также вывода самолета в горизонтальный полет не хватало. Самолет столкнулся с землей и взорвался.
Э.С.Гринфельд похоронен на старом кладбище г. Ахтубинска.
Имя Э.С.Гринфельда увековечено на «Крыле Икара» — мемориальном комплексе в г. Ахтубинске.
Авария самолёта Су-24МР 20.06.1988 на аэр.Шаталово.
Экипаж:старший лётчик л-т Кудрявый, штурман АЭ м-р Батищев.
Невыпуск основной стойки шасси. Многократные попытки выпуска шасси аварийно (от пневмосистемы) с созданием знакопеременной перегрузки результатата не дали. После выработки топлива экипаж отправлен в ЗВПС, где благополучно катапультировался. Самолёт упал в лесистой местности. Ущерба на земле нет.
Здравствуйте, уважаемые создатели сайта!
Я уже Вам писал, но всей видимости, письмо не дошло. Будьте добры, внесите, пожалуйста, информацию по катастрофе 8.08.88:
около села Николаевка (Речной), Алма-Атинской области
летчик — капитан Никулин Сергей Яковлевич (ком.звена), штурман — капитан Юдин Валентин Александрович (шт. звена)
И еще одна катастрофа на полигоне в этой же части.
10.09.1985, Катастрофа Су-24, САВО, ночь ПМУ,
Полигон «Казахстан»
экипаж к-н Леоненко С.И. и ст. л-т Макаров А.В.
Потеря работоспособности летчика из-за столкновения с птицей в полете.
Экипаж погиб.
Поправка к аварии ДВО происшедшей 30.03.81. После отрыва и и постановке крана управления шасси в положение «убрано» загорались лампы: «пожар правого», «пожар левого» «пожар хвоста». В кабину из патрубков кондиционера появился дым. Командир экипажа майор Евгений Ермаков, принимает решение на катапультирование. Но взявшись за «ручки» увидел, что «земля сверху». Самолет начал вращение из-за отказа управления стабилизатора. Дождавшись крена 90 Ермаков дернул ручки катапультировав штурмана — майора Леонида Агибайлова. Сам «вышел» при противоположном крене около 90 градусов. Экипаж приземлился на торце ВПП. Самолет упал в районе БПРМ.
16.01.2006г. авария Су-24МР Амурская область аэродром Возжаевка 523 бап экипаж НШ раэ майор Ворон С.И. штурман звена капитан Шеншов В.В. отказ СПК (крыло заклинило в стреловидности 45). Экипаж катапультировался.
Дата 26.12.1991г. Су-24М. Аэродром Переяславка-2 Хабаровского края. ЛТУ полка. Экипаж: капитан Гнездилов, лейтенант Калинкин — погиб. Л-т Гнездилов На ВПП (исполнительном) не правильно выполнил согласование СКВ, что привело к рассогласованию в показаниях МИС и СКВ — 12гр. Далее, на д. 6 км. после разворота на курс 172 гр. на нп. Медвежий Ключ и снижения на удалении от ВПП 40км. до высоты 50м.,самолет отклонился от линии пути вправо и летчик (к-н Калинкин) в целях восстановления ориентировки, не обнаружив в расчетное время н.п. Медвежий Ключ начал на ПМВ 50м. разворот вправо без набора высоты. В результате произошло столкновение самолета в крене с кедром высотой около 30м. Самолет и экипаж нашли 28.12.91г.
Здравствуйте уважаемые создатели сайта! С огромным интересом прочитал статистику аварий и катастроф на самолетах Су-24. С удивлением обнаружил отсутствие многих из известных мне событий. В прошлом — военный летчик 1-го класса, нештатный летчик-испытатель на заводе среднего ремонта Шауляй( 1984-1985гг). Катапультировался 1 июля 1986 года. Обстоятельства: 4 ВА ВГК, аэродром Тукумс, экипаж: командир звена Овчаренко Е.В, штурман Карпов М.,курс взлета 330, после напутствия командующего, вышедшего из отпуска,-полет парой на полигон в ПМУ. На взлете, на высоте 16 метров загорелись «Пожар»,»пожар хвоста». РП не определил факта пожара и дал команду на продолжение полета.Набрав к первому развороту высоту 1200 метров, начал разворот влево для полета по кругу. Крен самопроизвольно стал увеличиваться до 45 градусов, усилий на РУ не хватало для уменьшения крена, и в конце концов, самолет начал выполнять неуправляемую бочку влево. В момент доклада РП,- штурман катапультировался в перевернутом полете на высоте 900 м, дождавшись положительного крена, катапультировался на высоте около 200 метров с правым креном 15 градусов. Самолет упал на землю и разрушился в 6 км северо-западнее г.Тукумс. Причина: прогорание пускового блока ФК. если этот факт имеет значение для создателей сайта, буду рад внесению изменений в статистику. Пока живи почти здоров.
Спасибо, Вам, что пытаетесь сохранить память о замечательных людях. К сожалению, не нашел имени заслуженного летчика-испытателя СССР Демчака Бориса Яковлевича.
Уважаемые коллеги! В нашем художественно-патриотическом проекте «Авиация. Патриотизм. Россия» началась подготовка оригинал-макета книги «Испытатели» к изданию! Это фотоальбом о людях самой героической профессии, в основе лежат фотоматериалы фотолетописца Рябко Анатолия Ефимовича. Красочный фотоальбом требует высокохудожественной реализации задуманного проекта. Без вашей помощи, уважаемые будущие читатели, нам не обойтись! Подробности в личной переписке! Спасибо. С уважением, Агибалов Игорь Викторович 8-903-589-56-79
Здравствуйте, Сергей.
В статье о самолёте С-5 есть такой пассаж:
выполнили перевозки объемом свыше 4,65 миллионов тонно-километров.
Если разделить эту цифру на расстояние от Пиндостана до Залива (скажем 10 000 километров), получим перевозку всего 500 тонн. Не впечатляет. Похоже, где-то вы нули порастеряли.
Не нашел в списках Заслуженных летчиков-испытателей СССР и вообще летчиков-испытателей Юрия Аркадьевича Екатова (1926), сына упомянутого на сайте Аркадия Никифоровича Екатова. (Есть в разделе «Мы учим летать самолеты», выпуск 1955-1957 гг.)
В дополнение к предыдущему комментарию.
Пряничников Е. Н. — Заслуженный лётчик-испытатель СССР. Выпускник Борисоглебского ВВАУЛ 1941 г. (Он был мужем моей учительницы, потому-то я и запомнил его фамилию).
Здравствуйте, даже и не знаю к кому лично обратиться ! спасибо за сайт ! нашёл друзей отца , с батей всё детство в командировках.. Если найдёте что-то об отце буду очень благодарен..Слётин Виктор Андреевич — выпускник ШЛИ , КБ Туполева , НИИ АУ (ПС) Все фото , документы ,дипломы — сгорели , остались лишь несколько фотографий .. Отец уже давно не живёт , и по этому очень хочеться увидеть его в списках наших испытателей , людей перед которыми сам преклоняюсь , потому что сам пилот командир корабля. Если кто то узнал фамилию , напишите пожалуйста b747-200@rambler.ru
Яков Иванович Серов (псевдоним — Седов), один из пионеров нашей авиации, участник первой Балканской в составе отряда С.С.Щетинина. Летчик-испытатель с 1914-го года (завод Щетинина) по 1923-й год. Краткая информация есть в Википедии.
Здравствуйте, хочу добавить имена лётчиков-испытателей и штурманов-испытателей ОКБ А.С.Яковлева, которые не попали в энциклопедию.
Лётчики-испытатели: С.А.Корзинщиков в ОКБ 1940-1941г.г.,
П.Я. Федрови в ОКБ 1940-1947г.г., В.Л.Расторгуев в ОКБ 1940г., Ф.Л.Абрамов в ОКБ 1945-1986г.г.,Г.С.Климушкин в ОКБ 1946-1954г.г.,П.М.Стефановский в ОКБ 1957-1959г.г.,
И.С.Григорьев в ОКБ 1960-1962г.г.,Г.М.Куркай в ОКБ 1960-1963г.г.,Ю.А.Шевяков в ОКБ 1970-1997г.г., В.И.Лягушкин в ОКБ 1972-1988г.г., В.П.Макагонов в ОКБ 1980-1991г.г., М.Б.Молчанюк в ОКБ 1980-1991г.г., Ш.З.Хамидулин в ОКБ 1983-1994г.г. ,В.А.Якимов в ОКБ 1989-1994г.г., С.Е.Савицкая в ОКБ 1978-1983г.г.
Штурманы-испытатели: Н.М.Шиповский в ОКБ 1957-1983г.г., Н.И.Самоходкин в ОКБ 1961-1987г.г., Н.В.Долженков в ОКБ 1962-1965г.г., В.А.Худяков в ОКБ с 1971г., Г.А.Скрипов в ОКБ 1971-2000г.г., А.И.Лидовский в ОКБ с 1972г.
Источник: книга «Опытное конструкторское бюро имени А.С.Яковлева», подготовлена к изданию коллективом сотрудников ОКБ им. А.С.Яковлева,2002г.
С уважением,
Андрей
Краткая справка
о служебной и профессиональной деятельности полковника Афонина Сергея Николаевича старшего лётчика-испытателя зам. начальника 485ВП МО РФ по ЛИР (на КНААПО).Военный лётчик 1класса с 1976г. (приказ МО № 0044 от 28.04.78г.)
Летчик-испытатель 1класса с 1995г. (приказ ГК ВВС № 037 от 29.09.95г.)
Родился 14.08.49г.
В вооружённых силах с 1968г.
На лётной работе с 1971г. На КНААПО с 1989г.старший лётчик испытатель 485ВП МО Р
С 1991г.- старший группы лётного состава 485 ВП МОРФ
С 1997г.- заместитель начальника 485 ВП МО РФ по летно-испытательной работе – старший лётчик-испытатель.
За период летной и испытательной работы с 1971г. по 2001г. освоил 35 типов и модификаций самолётов: Л-29,УТИ-МИГ-15,МИГ-17,МИГ-17Ф, МИГ-21У, МИГ-21УС, МИГ-21УМ, МИГ-21ПФ, МИГ-21ПФМ, МИГ-21С, МИГ-21СМ, МИГ-21СМТ, МИГ-23УБ, МИГ-23М, МИГ-23МЛ, МИГ-23МЛД, МИГ-23УБЛ, МИГ-29(9-12), МИГ-29(9-13), МИГ-29(9-52), СУ-17УМ3, СУ-17УМ3К, СУ-17М4, СУ-22УМ3К, СУ-22М4, СУ-27С, СУ-27П, СУ-27УБ, СУ-27СК, СУ-27УБК, СУ-33, СУ-35, АН-26, СУ-30КИ, СУ-30МКК.
С 1971г. по 1973г. освоил и эксплуатировал самолёты: Л-29, УТИ-МИГ-15, МИГ-17, МИГ-17Ф, МИГ-21У, МИГ-21УС, МИГ-21ПФ.
С 1973г. по 1984г. в должностях старший лётчик, командир звена освоил и эксплуатировал самолёты: МИГ-21УМ, МИГ-21ПФМ, МИГ-21С, МИГ-21СМ, МИГ-21СМТ, МИГ-23УБ, МИГ-23М, МИГ-23МЛ, МИГ-23МЛД.
С 1984г. по 1989г. в должностях лётчик-исследователь-командир звена, зам. командира АЭ, командир АЭ (2-го комплекта) освоил и проводил исследовательские полёты в 4ЦБПиПЛС на самолётах: МИГ-23УБ, МИГ-23МЛД, МИГ-23УБЛ, МИГ-29(9-12), МИГ-29(9-52), МИГ-29(9-13). на проверку:
Управляемых ракет и пушечного вооружения по воздушным целям; Управляемого и неуправляемого ракетного, бомбардировочного и пушечного вооружения по наземным целям;
Бортовых комплексов обороны: Станций оповещения и предупреждения об облучении и пуске УР, Станций активных помех;
Определение боевых возможностей ВПК А-50 «ШМЕЛЬ»;
Различных видов индикации и визуализации полёта на маневренных самолётах;
Глубокого дросселирования форсажа двигателя;
Лазерной системы посадки «Координата Л»;
Определение действия больших перегрузок на лётчика при выполнении боевого маневрирования и воздушных боёв;
Определение вероятности обнаружения и поражения вертолета стоящего на земле с запущенными двигателями и вращающимся винтом с применением бортовой РЛС истребителя и пуском УР «В-В» с РЛ и ТП ГСН»;
Определение возможности пилотирования в облаках и ночью в боевых порядках пары и звена в режиме РЛЦ;
Определение возможности УР «В-В» с ТП ГСН по поражению ВЦ в стратосфере в ППС с максимальным превышением относительно истребителя с использованием БРЛС;
Определение возможности БРЛС и УР «В-В» с ПГСН по уничтожению самолёта (вертолёта) постановщика активных помех;
Определение возможности захода на посадку с использованием БРЛС по наземному маяку-ретранслятору без использования штатных РТС аэродрома.
Принимал участие: В войсковых испытаниях истребителя МИГ-23МЛД; В разработке тактических приёмов боевого применения МИГ-23МЛД и МИГ-29; Как лётчик-инструктор обучал различные категории лётного состава строевых частей ВВС пилотированию МИГ-29 на больших углах атаки с выходом самолёта на режимы обратной реакции по крену;
С 1989г. по 2001г. Старший лётчик-испытатель – Зам. Начальника 485ВП МО (КНААПО) по Лётно-испытательной работе, проводил лётные испытания и приёмку для ВВС, ПВО, и ВМФ России самолётов СУ-17УМ3,СУ-17УМ3К, СУ-17М4,СУ-22УМ3К,СУ-22М4,СУ-27С,СУ-27П,СУ-27УБ,СУ-27СК,СУ-30К,СУ-33,СУ-35,СУ-30КИ,СУ-30МКК. При испытаниях самолета СУ-33 выполнил более 100 испытательных полетов на доводку систем самолета, двигателя, навигации, САУ, РЛС, СДУ. За проведение испытаний СУ-33 Указом Президента РФ № 1511от 12.08.2000г. был награждён орденом «За военные заслуги». При испытаниях опытного самолета СУ-35 провел работу по доводке систем выработки топлива, навигации, связи, САУ, СДУ, комплексной системы сигнализации режимов работы самолета, двигателя, новых видов индикации и визуализации полета. Провел полный цикл заводских испытаний самолета СУ-27СК. При испытаниях опытного самолёта СУ-30КИ провел работу по доводке спутниковой навигации, САУ, режима СДУ «Дозаправка в полёте». В 2000-2001 году проводил летные испытания самолетов, СУ-30МКК.
Отказы авиационной техники, возникавшие при проведении лётных испытаний:
— 30.10.84г. МИГ-23УБМ — отказ управления в канале СОУА по КПН, самолёт вошёл в плоский штопор, экипаж катапультировался;
— 21.09.85г МИГ-29(9-12) — разрушение вакуумной пробки КСА, отказ левого двигателя;
— 27.01.91г. СУ-27 — разрушение разъема СНЦ при отстреле ВПУ. Отказ электрической части выпуска шасси;
— 25.03.91г. СУ-27 — отказ левого двигателя;
— 27.09.91г. СУ-27 — отказ левого двигателя;
-1. 07.92 г. СУ-33 — ударная разгерметизация кабины в стратосфере;
— 19.07.93 г. СУ-33 — разгерметизация кабины в стратосфере;
— 08.11.93 г. СУ-33 — отказ левого двигателя;
— 21.10.95г. СУ-27 — отказ 3х ВУ (полный отказ энергетики);
— 28.05.96г. СУ-27 — отказ правого двигателя;
— 19.10.96г. СУ-27 — отказ левого двигателя;
— 04.11.96 г. СУ-27 — невыход 3 стоек шасси на посадке.
В период 1997 — 2001г. при проведении испытаний в полётах неоднократно происходили различные отказы авиационной техники. Знание авиационной техники, выдержка, хладнокровие, летное мастерство и профессиональная подготовка позволяли благополучно завершать все полетные задания и дальше проводить лётные испытания, приемку и поставку авиационной техники в ВВС, ВМФ и ПВО России.
С 2002г. по 2008г. Ведущий инженер на КНААПО в отделе ГК «Учебные компьютерные классы и Тренажёры». Участвовал в создании УКК и КТС на самолёты СУ-30МКК. СУ-27СМ и СУ-30МК2
С 2008г. пенсионер проживает в г.Липецке.
По поводу катастроф Су-24. С 1985 по 1987 служил в Копитнари Грузия. Потеряли два самолета. Один разбился в горах, экипаж погиб. Другой сгорел на земле после столкновения с машиной. Закрылком пробило бак. Экипаж не сразу сообразил, что произошло. Керосин разлился, и самолет вспыхнул прямо на посту осмотра. Летчики попытались выбраться, но не смогли. Экипаж погиб. Фамилий не помню.
В печальном перечне нет некоторых катастроф и аварий Су-24 м. Только при моей службе потеряно около пяти-шести бортов. Выше было сказано про катастрофы в Копитнари. В 85-м или в 86-м погиб командир полка (извиняюсь ФИО не помню, уточню, добавлю). В 86-м сгорел при рулении самолет (задел левой плоскостью ТЗ). Экипаж погиб. В 89-м погиб экипаж Рогалев Виктор (летчик) и Толстухин Юрий (штурман) . Ошибка в навигационной системе. В облачности столкнулись с горой. В 90 году, в конце мая погибли испытатели (я экипаж знал по работе и видел их последний полет)и после этой катастрофы потеряли еще один борт при взлете. Экипаж катапультировался. Это по Копитнари. Аварии были в Морозовске.
Извиняюсь. Рогалев Виктор и Толстухин Юрий погибли 18 июля 1990 года, а не 89-м.
Приветствую вас, хорошие люди! Попала случайно, но в жизни ничего не бывает случайного. Через несколько дней, 24 февраля исполняется 115 лет со дня рождения человека-легенды Михаила Михайловича Громова, летчика-испытателя №1, героя в небе, в спорте, на фронтах ВОВ, ученого, создателя Летно-исследовательского института в г.Жуковский, рекордсмена мира, обладателя многих наград. Еще можно добавить, что он был прекрасным ценителем классической литературы, музыки, талантливым чтецом и красивым человеком! Слава Героям!
Работа проделана большая. Спасибо автору и администратору.
Приглашаю к обмену информацией.
Сайт бвваул.рф
Спасибо за оценку. Всегда рад сотрудничеству.
Добрый день!
Меня заинтересовала информация о летчике-испытателе Базалюке
Владимире Ефимовиче http://www.testpilot.ru/russia/antonov/isp/bazaluk.htm
Подскажите можно ли связатся с кем-то, кто был с ним знаком лично? можно ли найти А.В. Базалюка на чьи письма дана ссылка.
Базалюк Владимир Ефимович мой родственник, но связь с ним была потеряна очень давно.
Если кто-то может помочь, напишите, пожалуйста
di_maklakova@hotmail.com
Мой дед был борт-радист испытательном на ТАПОИЧе начиная с Ан-8 и до Ил-76, в 1980 ушёл на пенсию, был награждён орденом почёта, почётный борт-радист испытатель, Мягков Александр Васильевич
Добрый день!
Случайно попала на ваш сайт в поисках информации о своем дяде Трусове Николае Павловиче. К сожалению я его совсем не помню… и связь между родней по этой линии давно утеряна. И тут вижу фото дяди Коли, по ссылке попадаю на ваш сайт, и самое неожиданное — в комментариях запись от Дарьи-спасибо, это мой дед…
Очень прошу Вас дать контакты (если это возможно) Дарьи.
С уважением и благодарностью, Ирина.
Как дополнить информацию о летчике-испытателе, выпускнике ЧВВАУЛ
Здравствуйте! Я один из летчиков-испытателей, несколько неожиданно попал на сайт. Как-то можно откорректировать (уточнить) информацию о себе самом?
Спасибо за вопрос. Пришлите информацию на admin@testpilot.ru
нет катастрофы в Чечне в феврале 1995г. 4 ЦБПиПЛС
..и 11.08.2008 4 ЦБПиПЛС
Здравствуйте, на вашем сайте есть имя моего отца летчика-испытателя Касимова Николая Мусаевича, командира экипажа вертолета МИ-6. Сбитого грузинами в 1993 году. Экипаж погиб.Помогите мне, пожалуйста, разместить на Вашем сайте его фото и краткую биографию и как погиб экипаж.
Здравствуйте! есть статья о погибшем летчике Мазуренко Олеге Олеговиче. У него есть сестра, разыскивает его много лет. Нашли случайно на вашем сайте, статью о Мазуренко О.О. 1952 г.р. но она не может по фото с сайта понять, он ли это. Не могли бы дать еще какую-либо информацию о нем или фото лушего качества. Может есть какие-то контакты с теми, кто может знать. Заранее спасибо!
Нет авиакатастрофы:
230 бап (Черляны) авиакатастрофа Су-24 1989.08.31
Коновалов Вадим Валерьевич
Толмачев Вячеслав
Экипаж погиб
Причина и обстоятельства -После бомбометания, будучи 4-м ведомым при полёте на малой высоте, экипаж столкнулся с водной поверхностью Черного моря.Ведущий группы не выдержал заданную высоту.
Здравствуйте. Я дочь Венедиктова Евгения Николаевича, второго пилота Амет-хана Султана, погибшего вместе с ним. Меня зовут Венедиктова Виктория Евгеньевна.
Пожалуйста, помогите мне связаться с автором книги «Страстная неделя» Поповым Леонидом Степановичем. Пожалуйста.
Заранее вас благодарю.
Ребята, замечательный сайт. Понятно, что громоздкий, дело непростое. Но всё таки с навигацией хотелось бы побольше порядка. С уважением, и наилучшими пожеланиями, Геннадий Нутельс.
Добрый день! Я один из тех, о ком этот сайт (Кара Сергей Иванович). Есть ли возможность поправить некоторые неточности имеющейся обо мне информации, а также хотел бы поменять не очень качественную фотографию. Готов прислать всё.
Заранее спасибо.
Хотел бы дополнить информацию про отца
Прошу, на странице Гудова Александра Константиновича, разместить ремарку о разрешении правообладателя на использование текста. Я создал статью на википедии, и ее грозятся удалить за то, что я скопировал у Вас текст. Заранее Спасибо. Внук Гудова А.К. Сергей Смирнов.
Здравствуйте!
Я сын летчика-испытателя, находящегося в вашей базе данных. Не указана дата его смерти:
ЧЕЛНОКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
29. 06. 1931
+12. 09.1996
Немного я рассказал о нём в своей статье, которая опубликована в газете «Совершенно секретно»:
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5583/
Здравствуйте! Спасибо большое за ваш труд!
Сегодня первый раз зашла, увидев, что тут есть в списке мой дедушка
Добровольский В. Ю. У него сегодня был бы юбилей и я опубликовала в соцсетях пост со ссылкой на ваш источник.
Можно ли вам прислать другую фотографию моего дедушки для размещения на этом ресурсе?
Зайди те на городское кладбище в Черняховске увидите историю освоения изделия т 6 не забудте поклониться
Не нашел информацию о катастрофах в 230 и 947 бап 56 дивизии (24 ВА) в 88 году (Черляны во время ЛТУ и Дубно ( зона в р-не аэродроса УТП)
Спасибо, за вашу работу! Здесь описано про моего родственника, летчика-испытателя Свиридова Владимира Андреевича. Ищу родственников по его ветви, пока не везёт.
Здравствуйте, я правнучка Субботина Михаила Павловича, хотела бы дополнить данные. Мой прадед умер 12 марта 1969 года.
Зайдите на сайт goskatalog.ru и наберите в поиске «Звонарев Н.И.». Откроется фотография Звонарева. Возможно она Вам пригодится.
Не упомяноты штурманы-испытатели АЗ N22
Селезенев Павел Георгиевич
Цыкун Георгий Александрович
Холкин Владимир Иванович
Синицын Николай Николаевич
Добрый день! В настоящее время, я являюсь начальником летно-испытательной станции Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им.Ю.А.Гагарина (завод 126). Я лично, и мои предшественники с бережностью относимся к истории ЛИСа и сохранили все фамилии летчиков-испытателей завода и 485 военного представительства при заводе. Готов поделиться имеющейся информацией и совместно с Вами получить недостающие у нас данные. Сообщите адрес эл.почты для дальнейшего сотрудничества. Так же, предлагаю создать рубрику, наравне с летчиками-испытателем, начальников ЛИС (ЛИП, ЛИК). Ведь если говорить по справедливости, то без принятия решения на полет начальником, ни один летчик не поднимет машину в небо…. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Добрый день! Вместе с учениками исследуем судьбу бойцов Ростокинского рабочего батальона (это добровольцы, которые прикрыли Москву, вступив в ряды народного ополчения в середине октября 1941 года). Списки не найдены. Знаем, что было их 180. Подавляющее большинство попали в 3 мксд (130 сд), но специалистов часто направляли в вч по профилю. Пронин Илья Николаевич https://testpilot.ru/base/2010/05/pronin-i-n/призывался в октябре 1941 года через Ростокинский РВК. М.б. есть какая-то возможность уточнить дату? По указанной выше ссылке видно, что на связь с Вами выходили родственники И.Н.Пронина. М.б. они знают?
С уважением, Александр Борисович Драхлер, учитель истории ГБОУ «Школа №293 имени А.Т.Твардовского»
БЛАГОЕ ДЕЛО ЗАТЕЯЛИ РЕБЯТА,СПАСИБО…
ХОТЕЛ БЫ УТОЧНИТЬ КОЕ-ЧТО:
-НИИ МРП НЕ СУЩЕСТВОВАЛ КАК ТАКОВОЙ.
-В МИНРАДИОПРОМЕ БЫЛА СВОЯ ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА,В КОНЦЕ 20 ВЕКА ОНА НАЗЫВАЛАСЬ НПО «ВЗЛЁТ»,НАХОДИЛАСЬ В СОЛНЦЕВО,В СОСТАВЕ БЫЛИ ЕРМОЛИНСКАЯ И ЖУКОВСКАЯ ЛЁТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ БАЗЫ,В КАЖДОЙ ИЗ НИХ БЫЛИ СВОИ КОЛЛЕКТИВЫ ЛЁТЧИКОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ.БЫЛО ЕЩЁ НПО»ЛЕНИНЕЦ» В ПУШКИНЕ.
-В 1984 ГОДУ БЫЛ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ВЫПУСК ШЛИ МАП ДЛЯ МРП,ИЗ ЭТОГО ВЫПУСКА КОЕ-КТО ПОПАЛ В ВАШ ПЕРЕЧЕНЬ,НО ДАЛЕКО НЕ ВСЕ
Здравствуйте! Благодарим за сайт, очень нужное дело! Просим добавить информацию о нашем погибшем друге, летчике-испытателе Мадан Олеге Захарьевиче. Биографическую справку включаем прямо в текст комментария, а фото готовы прислать на адрес, который Вы укажете. Вот текст:
Мадан Олег Захарьевич
Родился 22 августа 1967 г. в гор. Бельцы (Молдавская ССР).
Среднюю школу закончил там же, в гор. Бельцы.
После окончания средней школы поступил в Харьковское ВВАУЛ.
В 1987 году поступил на 1-й факультет МАИ, обучение проходил по 101-й кафедре (конструирование и проектирование самолетов).
После окончания МАИ (1997 г.) остался работать на кафедре 101 инженером. В 1998 году продолжил обучение в очной аспирантуре МАИ.
Параллельно с обучением в МАИ поступил в 1-й Московский городской аэроклуб (1 МГАК) и начал летать на вертолетах Ми-2 как летчик-спортсмен, достиг уровня «Кандидат в мастера спорта» по вертолетному спорту.
В 1991 г., параллельно с учебой и работой в МАИ, поступил в Запорожское авиационное училище летчиков (ЗАУЛ) ДОСААФ СССР и в 1992 г. Успешно сдал выпускные экзамены за ускоренный курс училища с присвоением квалификации «летчик-инструктор».
С 1995 г. по 2002 г. – летчик-инструктор Егорьевского аэроклуба (гор. Егорьевск Московской обл.), летчик-инструктор Центрального аэроклуба (ЦАК РОСТО им. В.П. Чкалова).
Неоднократно принимал участие в Чемпионатах России по вертолетному спорту, летая в спортивном экипаже вместе с Азиным Н.В.
В 1997 г. членам экипажа присвоены звания «Мастер спорта России».
За время работы летчиком-инструктором Мадан О.З. освоил вертолет Ми-8, самолеты В-35 «Вильга», Ан-2, Як-52.
В 2001 г. зачислен в Школу летчиков-испытателей им. А.В. Федотова (ШЛИ) и в 2002 г. закончил обучение, с присвоением квалификации «летчик-испытатель 3 класса».
Летную часть обучения проходил под руководством летчика – испытателя ЛИИ, инструктора ШЛИ, заслуженного летчика-испытателя Бориса Юрьевича Барсукова и летчика –испытателя объединенного ЛИК РСК «МИГ» Александра Александровича Пелих.
В 2003 г. Мадан принят на работу в Отраслевое специальное КБ экспериментального самолетостроения МАИ (ОСКБЭС МАИ) на должность летчика – испытателя. Ввод в строй осуществлялся под руководством шефа-пилота ОСКБЭС МАИ Героя Советского Союза Заслуженного летчика – испытателя Владимира Гавриловича Гордиенко.
По достигнутому уровню подготовки и на основании выполненных им работ в 2007 г. Олегу Захарьевичу присвоена квалификация «Летчик-испытатель 2-го класса».
За время работы в ОСКБЭС МАИ Мадан О.З. принимал участие в испытаниях новых разработок этого КБ, освоил самолеты МАИ-890, МАИ-223 и другие.
Выполнил первый подъем в воздух опытного самолета МАИ – 223М.
Параллельно с работой в ОСКБЭС МАИ продолжал выполнять работы в качестве летчика – инструктора в ЦАК РОСТО.
В качестве летчика – испытателя – эксперта выполнял испытательные полеты по Программам выдачи заключения о летной годности на различные Единичные Экземпляры летательных аппаратов.
Всего за время летной работы освоил более 40 типов летательных аппаратов, налетал около 2500 часов.
28 сентября 2012 г. погиб при испытаниях сверхлегкого самолета «Л-3М» на аэродроме Московского авиационного института «Алферьево» (Волоколамский р-н Московской области).
ждем Вашего ответа на указанный e-mail.
С уважением и благодарностью — летчик-испытатель АО «Камов» Азин Н.В. (e-mail: Nail-djan@yandex.ru), летчик — испытатель ГосНИИГА Григорьев Н.М.
Добрый день! Очень прошу помочь найти информацию о моем дедушке. Его звали Андреев Алексей Васильевич. До 1942 года он работал с Казани на одном из заводов, создавал и испытывал самолеты. Из воспоминаний отца работал дедушка с испытателем Громовым и другими известными людьми. В 1942 году дедушка с сослуживцами повезли оборудование под Сталинград и там немцы их разбомбили. Отцу тогда было три года и он запомнил не так много. Жили они на улице Урицкого. Когда они переезжали в другую часть страны в почтовый вагон поезда попала бомба и все документы были уничтожены. У нас нет вообще ничего. Есть ли какая то возможность узнать о нем что то, увидеть хотя бы несколько фотографий? Отцу уже 80 и он до сих пор мечтает узнать хоть что то про дедушку. Заранее спасибо!
Здесь и о моем дедушке Пырков Станислав Васильевич. Молодцы кто создал этот сайт
Доброго времени суток. Готов предоставить информацию по своему отцу. Полковник Гросс Виктор Константинович. Полковник, лётчик-испытатель первого класса. Родился в деревне Тарасково Наро-Фоминского района Московской области 28 декабря 1933 года. В 1951 году окончил Серпуховской аэроклуб (аэродром Дракино). В том же 1951 году поступает в Оренбургское лётное училище. (1 ЧВАУЛ). Под новый год половина учебного полка была переведена в Батайское лётное училище. В том числе и мой Отец. В декабре 1953 выпустился лейтенантом. За время обучения освоил типы: Як-18, Як-11, Ла-7, МиГ-15, МиГ-15БИС. Попал служить в 889 иап, город Рига. С 1953 по 1962 год проходил службу в нём. В 1962 году стал лётчиком испытателем главного управления заказов и поставок авиатехники и вооружения ВВС (в/ч 25966-А). В 1962 году испытывает Су-9УБ в г. Луховицы. В 1962-1966 годах испытывал самолёты Су-7, Су-7Б, Су-7БКЛ (г. Комсомольск-на-Амуре). В 1966-1972 годах испытывал самолёты Ту-128, Ту-128У (г. Воронеж). В 1971 году получает лётчика-испытателя 1-го класса. В 1972-1980 годах испытывал самолёты Ан-12, Ан-12БП, Ан-12ПП, Ан-22, Ан-22А, Ил-76 (различных модификаций), Ил-78 (г. Ташкент). В 1980 году испытывал самолёты Ил-22 (г. Луховицы). В 1980-1984 годах испытывал самолёты Ту-154, Ту-154Б (г.Куйбышев). 1984-1986 годах испытывал самолёты Ил-22 (г. Луховицы, г. Жуковский). В 1986-1988 годах испытывал самолёты Ил-76, Ил-78 (г.Ташкент). В 1988 году уходит на пенсию. В настоящее время проживает в городе Воронеж.
Позвольте заметить, что запись
«…ВЫПУСКНИКИ УЧИЛИЩА КАЧИНСКОЕ…»
предваряющая список лётчиков-испытателе — выпускников, ДЕ-ЮРЕ, Зарайского ВВАУЛ «Качинское», должна быть записана согласно действующим Нормам написания названий воинских формирований СССР-РФ
( Директива ГШ РККА № Орг/2/2143н/с, от 27 12 1943 г. : «Последовательность в наименовании воинский частей…»
1 — номер (место дислокации)
2 — статус «отдельная» (для отдельных частей)
3 — почётное звание «гвардейская» (при наличии)
4 — род войск (стрелковая, танковая, мотострелковая, авиационная, саперная, пластунская и т. д.);
5 — присвоенное наименование («Киевская», «Харьковская», «Смоленская» и т. д.);
6 — полученные правительственные награды («ордена Ленина», «ордена Суворова» и т. д. — в порядке, определённом Приказом НКО № 240 от 1943 года.
7 — вид части (рота, батарея, эскадрон, батальон, дивизион, полк, бригада, дивизия, школа, училище, академия и т.д.)
8 — имя присвоенное части или соединению (имени Верховного Совета РСФСР, имени Александра Матросова и т. д.);
Примеры правильного написания полного наименования формирований ВС СССР:
— Тульский гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова;
— 1-я гвардейская смешанная авиационная Свирская Краснознамённая дивизия.
или — Зарайская лётная школа (как созданная в Зарайске 23 11 1920: появившаяся в Крыму весной 1921-го и, получившая Почётное имя «Качинская» в 1938-ом!… — т.е. соответственно, НЕ имеющая НИКАКОГО отношения к уничтоженной 16 11 1920 — Императорской офицерской авиа-Школе…)
и — Волгоградское ВВ авиационное Качинское училище…
( далее согласно Норм написания…)
НО!
Ни в коем случае НЕ — в корне противоречащее этим Нормам
Качинское ВВАУЛ… или УЧИЛИЩЕ КАЧИНСКОЕ
С Уважением
Василий Ятленко
зав. авиа-Сектором Севастопольского городского отделения Русского географического Общества
Спасибо за уточнение. Категории выпускников на сайте введены по многочисленным запросам с сайтов бывших ВАУЛ. Данное наименование формируется автоматически (из имен 2-3 категорий) и привести его к нормам русского языка проблематично. Соответствие же директиве обеспечить еще сложнее, т.к. место дислокации представляет собой длинный список — Зарайск, Кача, Красный Кут, Сталинград, Волгоград. Год выпуска летчика/штурмана в биографии известен далеко не всегда.
Вопрос с наименованием и размещением я стараюсь раскрыть в истории авиашкол/училищ https://testpilot.ru/c/uchebnye-zavedeniya/
Приглашаю всех желающих к наполнению этого раздела.
Это с каких пор слово «Качинское» стало почётным наименованием училища?! Посмотрите любой диплом выпускника Качи 1970-х годов!
Добрый день!
Я Ольга Лисицына. Мой дед — Владимир Александрович был двоюродным братом Валентина Васильевича Лисицына.
Очень хочется найти контакты его потомков, тем паче, его внук Юрий Юрьевич Тимошенко оставил комментарии под статьей о В.В. Лисицыне. Очень надеюсь на Вашу помощь, в статье указан год смерти, может быть знаете где он похоронен? Еще раз хочу сказать , что наша семья будет с нетерпением ждать от Вас ответа. Всего доброго, Ольга.
Здравствуйте! Лётчик-испытатель Малюгин Владимир Михайлович родился в Турбанке Горьковской области?
В статье о лётчике А.С. Благовещенском ошибка. Его автомобиль подорвался на мине на аэродроме города Люббен, земля Браденбург,
в 80 километрах (по прямой) от Берлина.
Шайбаков Ахмедгарей Ахмадеевич работал в годы ВОВ на Новосибирском авиационном заводе. Погиб при испытании самолета. Женат. Известна имя жены — Нина. Было только одно письмо, что он «геройски погиб при испытании самолета. Похоронили, завернув сначала простым парашютом, потом шелковым. Дали залп из десяти винтовок…»
Служивший в 60-е годы в одном из войсковых частей города Новосибирска, Ямил Бурангулов увидел на одном из площадей Новосибирска на одном из обелисков фамилию Шайбаков А.А. Об этом он написал младшему брату Ахмедгарея — Нуретдину Шайбакову. Мы, родные ШАЙБАКОВА АХМЕДГАРЕЯ АХМАДЕЕВИЧА, к сожалению, располагаем только этими сведениями. Были бы очень рады, если станут известны с помощью этого сайта более подробные сведения о нем.
Здравствуйте!
Есть ли у Вас информация по летчику указанному в Книге памяти. Пермская область. Том 15 Дополнительный.
ID 406672318
Фамилия УСЫНИН
Имя Николай
Отчество Лукич
Дата рождения/Возраст __.__.1926
д. Ревиза Куединского р-на
Звание Летчик-испытатель
Погиб при испытании самолета
Похоронен в г. Свердловск
Название источника Книга памяти. Пермская область. Том 15 Дополнительный.
С уважением, Виктор Васильевич
Добрый день, уважаемый Архивариус.
Не могли бы Вы мне помочь связаться с внуком Гусарова. В архиве
Москалева нашел много упоминай у Гусарове, пишу книгу.
С уважением,
Константин
Добрый день!
Буду очень благодарна, если сможете помочь. Жители нового жилищного квартала Жулебино-парк интересуются, как правильно произносится фамилия летчика Евгения Ларюшина, куда ставится ударение? Дело в том, что ударение в фамилиях по правилам русского языка никак не регламентируются. Мы будем жить на улице названной в его честь.
С уважением, Юлия Болтенко
Добрый день! Благодарю за заметку на Вашем сайте о лётчице Клавдии Митрофановне Бережной. Скажите, пожалуйста, из какого источника почерпнута информация о ней? Я искала сведения в интернете, и единственное, что нашла, оказалось на этом ресурсе. Сейчас я собираю материалы о Бережной, чтобы написать о её проекте беспосадочного перелёта, который не был воплощён в жизнь.
11.01.2021 ушёл из жизни Заслуженный летчик — испытатель Хрипунков Виктор Андреевич из ЛИИ
Здравствуйте! На вашем сайте невозможно зарегистрироваться. А без этого невозможно вести переписку в комментариях.
Покажите, где кнопка регистрации.
Добрый день!
Приятно посещать сайты, подобные Вашему, — сделанные явно с душой и знанием дела. К авиации я отношения, честно говоря, не имею. И вопрос мой косвенно связан с сайтом.
Хотели бы взять для публикации фрагмент раздела «Братья по небу» книги Меницкого «Моя небесная жизнь». Можете ли Вы предоставить нам право перепечатки — с ссылкой на сайт, разумеется? Или, возможно, знаете, кто является правообладателем материалов ?
Добрый день! Я дочь заслуженного штурмана-испытателя Севастьянова Валентина Ивановича. Мне очень обидно, что в Ваших данных полностью отсутствует информация о моем отце, участнике ВОВ, орденоносце. Человеке, который отдал авиации 34 года в рядах Вооруженных сил, и более 10 лет работал в наземных службах ЛИИ. Прошу Вас восстановить справедливость и внести информацию о нем в общие списки испытателей, которые на вашей платформе публикуются. Готова оказать содействие в предоставлении информации, если у Вас возникнут затруднения в поиске таковой в его личных делах.
Здравствуйте, ищу информацию о Глущенко Викторе Ивановиче . Работал летчиком — испытателем на ВАСО, погиб в апреле 1992. ИЛ-76
Добрый день. Хотелось бы увидеть информацию здесь о моём папе Черепанове Юрие Михайловиче. посмотрела его выпуск, почетала про его друга Сивкова Бориса, папа был штурманом-испытателем. Очень прошу сделать статью о нём.
Уважаемый админ не вижу в списках испытателей:
-летчика-испытателя 27 осиап Михалкина Андрея Борисовича, заслуженного военного летчика и его сына Михалкина Валерия Андреевича, заслуженного летчика-испытателя.
Добрый день. Скажите пожалуйста, я могу попросить контакты потомков Уляхина Евгения Георгиевича? В июле текущего года была в районе, где погиб героический летчик. С уважением, Елена.