С 1992 года, после самостоятельного издания иллюстрированного каталога “Лётчики-испытатели о друзьях-товарищах и своей профессии” Заслуженный лётчик-испытатель СССР полковник запаса Цуварев Валентин Иванович, бывший в своё время Начальником ЦПЛИ, неоднократно делал попытки обращения к сослуживцам и выпускникам с предложением о сборе информации для написания книги о Центре. Это желание было продиктовано прежде всего тем, что история становления ЦПЛИ, идеология преемственности поколений испытателей должны быть систематизированы и в доступной форме сохранены для последующих поколений.Но специфика работы и службы именно военных испытателей не позволяла в такой форме сделать это раньше. Да и написание книги по такой тематике относится к коллективному труду, одному это не осилить. Иначе информация, выложенная в ней, может оказаться в таком случае неполной и однобокой. Валентин Иванович ежегодно собирал выпускников, надеясь сформировать в книжном варианте канву истории Центра. Какие-то материалы он, возможно, собрал, но из-за состояния здоровья не успел закончить задуманное. Пусть этот, очень краткий экскурс по истории ЦПЛИ будет толчком к выпускникам, бывшим и действующим испытателям по дополнению этих материалов реальными событиями из своей лётной жизни и жизни Центра. Здесь нет многих фамилий, не освещены многие события. Эти пробелы пока заменены многоточиями… Их нужно заполнить. Никто не должен быть забыт и ничто не должно безвозвратно уйти из памяти испытателей.
Говоря о профессии лётчика-испытателя, мы прежде всего должны отталкиваться от того, что именно в ней, в отличии от профессии лётчика строевой части и линейного пилота ГА, он должен быть профессионально готов к встрече с ситуацией в воздухе, по действиям в которой ещё нет достаточных рекомендаций и инструкций. Почувствуйте ещё раз своим лётным нутром содержание читаемых ниже строк! Вспомните, это ведь было с Вами, или – рядом с Вами, испытатели! Или кто-то из старших товарищей, давая оценку чьим-то действиям в “интересных” ситуациях, просто рядом с вами рассказывал об этом. Знают ли те, кто сегодня решил посвятить свою жизнь этой прекрасной профессии, к чему они должны себя готовить? Кто же он — лётчик-испытатель? Коснёмся только нескольких мгновений из его лётной жизни…
- По своему лётному, профессиональному и человеческому интеллекту лётчик-испытатель при острейшем дефиците времени должен будет принимать решение – катапультироваться, или садиться с отказавшим и не запустившимся после нескольких попыток двигателем на опытной машине на пшеничное поле. Решение “…садиться!” будет принято и блестяще реализовано. Причина отказа выявлена и в серии этого типа устранена.
- На высоте, с которой почти просматриваются травинки на земле, при обвальном помпаже двигателей, сделав всё, что подсказал ему профессиональный опыт, испытатель будет, с его слов, — выжидать. “Выжидание” до катапультирования по данным “ящика” заняло целую секунду. А время от лавинного развития аварийной ситуации до благополучного приземления с почти раскрывшимся парашютом составило четырнадцать секунд… Были ли возможны в этой ситуации другие решения и более грамотные действия …
- Испытатель будет принимать решение на катапультирование только после того, как опытная машина с почти полностью отказавшим управлением уведена в безопасную зону за счёт выдержки и профессионально выполненных “бочек-кадушек” с набором минимально необходимой высоты… И благополучно спасёт экипаж. Или он должен был продолжать бороться?… И до какого момента?… Испытателю, даже – профессиональному, не всегда удаётся за время этих “сжатых секунд” определить стороны этой тонкой грани…
- Испытатель даёт команду катапультироваться второму члену экипажа, оставаясь далее один на один в этой тонкой грани с полуотказавшей системой управления уже вроде бы начавшего слушаться рулей истребителя-бомбардировщика… … есть ещё мизерный запас высоты… есть ещё доли секунд……которые превратились в вечность… В этой тонкой грани отсчёт секунд ведёт не страх за свой имидж, а высокопрофессиональная ответственность испытателя за порученное серьёзное и любимое дело. Но эта грань действительно тонка…
- После выполнения задания при отказе системы управления поворотом крыла испытатель будет принимать решение – не бросать машину с опытным изделием, “ушедшим” в этом полёте при попытке пуска тоже в отказ. В инструкции такая ситуация регламентировалась просто – покинуть машину. Аналогов успешных посадок в такой конфигурации на тот момент не было. Рекомендаций, соответственно, — то же. Но теоретически, при филигранных и точных управляющих действиях, такая возможность не исключалась. И, профессионально оценив обстановку и свою готовность к данной ситуации, испытатель выполнит успешную посадку при несимметричной подвеске и далеко не посадочной конфигурации крыла…
- Испытатель должен будет принимать решение – не катапультироваться при практически полном отказе гидроуправления, и успешно посадит в этой ситуации далеко не современный истребитель с опытной аппаратурой при помощи электротриммеров…
- Испытатель на опытной модификации истребителя в течении десятка секунд должен будет видеть не менее двух приборов и анализировать обстановку в воздухе при перегрузке десять…. Он в течении этих секунд на неоднократных режимах будет видеть циклично всё, всё будет анализировать и активно управлять истребителем… И будет удивляться вместе с научной бригадой медиков после расшифровки записей, что некоторые показатели его физиологического состояния на этой перегрузке были немногим выше нуля. И будет огорчаться, что эту тему было решено пока не продолжать… …пока не дадут нужные результаты эксперименты с новой противоперегрузочной системой лётчика, увенчается приемлемым успехом методика применения новых дыхательных смесей…
- Испытатель должен будет видеть все приборы и управлять ситуацией в течении нескольких десятков часов (а точнее – около полутора суток) активного полёта на стратегическом ракетоносце и затем впервые в таких условиях выполнить опытную боевую работу… После выполнения этой работы он заявит, что для слаженного экипажа на такой технике это – далеко не предел…
- При скрытом отказе системы управления оружием и произошедшем по этой причине нестандартном и неполном сбросе опытных бомб испытатель принимает решение произвести посадку с зависшими в прямом смысле этого слова изделиями. Посадка, по данным контрольно записывающей аппаратуры, выполнена с перегрузкой при касании бетонной полосы 1,07. Это – вертикальная перегрузка, достигаемая человеком, мягко идущим по ковру. По словам ведущего инженера, допусти он в момент касания перегрузку около 1,5 — пробег истребителя-бомбардировщика продолжился бы “…в разные стороны”. Риск? Да, риск, но оправданный для выявления истины профессиональной готовностью к нему…
Этот перечень реально происходивших ситуаций в испытательных полётах и высокопрофессиональных выходов из положений, по которым действительно ещё не было инструкций, можно продолжать и продолжать. Основная задача испытателя – приложить всё своё мастерство к полному и безопасному выполнению задания с возможностью получения реальных результатов эксперимента и установления истинных причин каких-то отказов техники и возникших неплановых нюансов в полёте с дачей конкретных и действенных рекомендаций. Испытателям частенько приходится входить в полётах в зоны и области неизведанного, границы которых определены ещё только теоретически. Новая техника несёт новые требования к человеку, главное из которых – реализовать новые идеи, заложенные конструкторами в летательный аппарат. К этому нужно профессионально готовиться теоретически и практически, иногда задолго до попадания в списки для отбора в испытатели.
Здравствуйте! Я Аня,мне 14 лет я мечтаю стать летчиком испытателем!!! Возьмите меня по старой дружбе пожалуйста.