1955-2001
Лётчик-испытатель 3-го класса.
Родился 5 мая 1955 года в г.Каменск-Уральский Свердловской области. Окончил среднюю школу (1972).
В армии с 1973. После окончания Челябинского Высшего Военного Авиационного училища штурманов им. 50-летия ВЛКСМ до мая 1980 служил в строевых частях ВВС.
В 1980-81 — инспектор-планерист в оборонно-спортивном лагере АЗиГ (Авиационный Завод имени Гагарина, ныне — КнААПО), один из организаторов заводского авиаклуба. Окончил КнАПИ (политехнический институт в Комсомольске-на Амуре) по специальности «самолетостроение», получил диплом Запорожского летного училища.
С 1986 — летчик-инструктор в ГП «2-й Московский Аэроклуб». В 1998 году стал выпускником Академии гражданской авиации.
В 2000 году закончил Школу летчиков-испытателей имени А.В.Федотова. После стажировки в Фальконе (Франция) он, как ас, умеющий летать на всех известных типах самолетов, получил диплом, дающий право на участие в международных авиасалонах.
С 26 марта 2001 летчик-испытатель ЛИС КнААПО (цех 21).
Вадим Деев был близким другом Петра Парфенова, погибшего 2 июня 2001 г. при катастрофе вертолета Ми-2 в поселке Усть-Орочи. Он входил в комиссию по расследованию этой аварии.
Погиб 19 июня 2001 года при выполнении полёта на Су-17УМ3 с А.Х-М.Мамаевым.
Су-17УМ прибыл в Комсомольск из Приморья, именно там он проходил плановый ремонт. На КнААПО его только готовили к полету. Необходимость транспортировки аппарата из соседнего региона объясняется тем, что он был предназначен для внутренних целей авиазавода — тренировок экипажей. Штатные заводские летчики зачастую не выполняли норматива только потому, что, грубо говоря, не на чем было летать. С помощью Су-17УМ завод пытался выйти из положения…
Экипаж произвел взлет с аэродрома Дземги для выполнения тренировочного полета. На 2-й минуте полета (15.58) на высоте 300 м экипаж приступил к развороту в зону, в процессе которого самолет получил сильный крен на правое крыло и рухнул вниз. Пилоты не успели даже закричать. Экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб. От удара о землю аппарат развалился на мелкие куски, которые разметало на сотню метров. Это произошло в восьми километрах от аэродрома Дзенги, в болотистой местности.
Невредимый черный ящик со всей информацией о недолгом полете нашли сразу же. Вскрыли его после того, как из Москвы в срочном порядке прилетела комиссия.
Авиационное происшествие расследует комиссия Российского авиационно-космического агенства с привлечением военных представителей ФГУП «Комсомольско-на-Амуре АПО» им. Гагарина. По мнению директора Хабаровского филиала Красноярского колледжа гражданской авиации Евгения Беляева, человека, который на своем веку расследовал более сотни авиакатастроф: «Чтобы самолет вдруг падал с высоты 300 метров по вине пилотов — это просто нереально. Скорее всего, здесь имел место элементарный конструктивный недостаток, техническая неисправность. Такое бывает, если, например, сложится крыло…»
Проводить Вадима Петровича приехали его ученики да старик-отец. Скованная параличом мать осталась дома, в городе Каменец-Уральский.
Источники информации:
- Подробности / М.Молотов, «Молодой Дальневосточник» (Хабаровск), 27.06.2001 /
- «Терпенью машины бывает предел и время ее истекло?..» / С.Акулич, «Тихоокеанская звезда» (Хабаровск), 21.06.2001 /
- В.П.Деев
Помогали:
- Д.В.Верещиков
Посчастливилось знать Вадима. Интересный и неординарный был человек. Он очень стремился стать лётчиком-испытателем. И он стал им.
Я учился у него в аэроклубе.Хороший был мужик.
Пётр Парфёнов мой сосед. Он не погиб в 2001 году, а получил травму шейных позвонков. Продолжает жить и здравствовать!
Нам он в 2 МГАКе в 88 году преподавал аэродинамику и остальные дисциплины, интересно и увлеченно рассказывал о авиации, жалко что не у меня был инструктором. Любимым выражением было. Летчик должен думать, потому что летчик, а не ледчик и пояснял, от слова лед колоть.
Вечная память Вадиму Петровичу!🔥
Был нашим инструктором во 2МГАК по общей подготовке 1989/90
Поражал своей эрудицией и остроумием!
2-й МГАК, 88-89… Ностальгия. Любимый преподаватель. После занятий, вместе катили на троллейбусе по домам, и я продолжал донимать его вопросами. Вечная память, Вадим Петрович (((
Удивительный был человек и наставник. Мне посчастливилось быть на его лекциях во 2м МГАКе. Даже спустя много лет, сам став летчиком, всегда вспоминал его добрым словом, когда дело касалось аэродинамики. Замечательный был педагог! Светлая память!