Петров Александр Петрович

1952-2017

А.П.Петров

А.П.Петров

Герой Российской Федерации (21.02.2008), летчик-испытатель I класса, Заслуженный военный лётчик РФ, полковник (08.01.1991).
Родился 22 декабря 1952 года в г.Липецке в семье военного лётчика.
С 1960-го по 1970 годы учился в средней школе №16 г.Вольска Саратовской области, куда переехала семья после демобилизации отца.
В армии с 1970 года. В 1974 году окончил (с отличием) Качинское ВВАУЛ в г.Волгограде. В училище на 3-м курсе была аварийная ситуация на МиГ-21пф из-за отказа двигателя. Курсант Петров на критической высоте запустил с 3-ей попытки двигатель, чем спас самолёт. Учитывая высокие лётные качества, командование училища после окончания учёбы направило выпускника, по его желанию, в 333-й отдельный смешанный авиационный полк (в/ч 23570) 8-го Государственного НИИ ВВС (г.Ахтубинск).
С 1974 по 1982 годы в этом авиационном полку проходил службу на должностях командира авиационного звена и заместителя командира авиаэскадрильи по политической части. Летал на самолётах МиГ-21, МиГ-15, МиГ-17, оборудованных спецаппаратурой для испытаний наземных комплексов ПВО и РВСН, выполнив при этом 760 испытательных полётов. Сопроводил более 150 радиоуправляемых самолётов-мишеней при выводе их в районы боевого применения для испытаний опытных средств поражения.
В полку получил квалификации «Военный лётчик 1-го класса», «Лётчик-испытатель авиационного полка ГНИКИ ВВС», «Инструктор парашютно-десантной подготовки», выполнил 130 прыжков с парашютом.
С 1976 по 1980 годы в г.Ахтубинске учился на вечернем факультете «Взлёт» Московского авиационного института по специальности самолётостроение, получил диплом инженера-механика.
В 1982 г. поступил в 267 Центр подготовки лётчиков-испытателей (в/ч 47038). После его окончания в 1983 г. проходил службу в 1-м Научно-испытательном Управлении (в/ч 18374) 8-го ГНИКИ ВВС (с 1990 г. — 929 ГЛИЦ МО РФ).
С 1983 по 1994 годы прошёл путь от лётчика-испытателя до командира 1-ой авиационной испытательной эскадрильи. В качестве ведущего лётчика-испытателя принимал участие в 78 различных испытаниях авиационной техники и вооружения, в том числе: в 6-ти государственных, 2-х заводских (лётно-конструкторских), 8 научно-исследовательских, 41 специальном, 21 контрольном испытании.
Освоил самолёты: Л-39, мишени М-17, М-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-33, Ан-72р и их модификации.
В двух испытательных полётах из-за отказов авиатехники был вынужден катапультироваться (в 1984 году из самолёта МиГ-23МЛДГ из-за отказа топливной автоматики, в 1987 году из самолёта-мишени М-21М из-за отказа двигателя).
Принимал участие в различных показах маневренных возможностей самолётов Су-25, МиГ-29, Су-27. В 1991-м году в составе группы лётчиков-испытателей от 929-го ГЛИЦ выполнил перелёт на МиГ-29 из Ахтубинска в Малайзию, где выполнял демонстрационные полёты на международной выставке «ЛИМА-91».
С 1994 по 2001 год проходил службу в 4-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава (г.Липецк, в/ч 62632) в должности старшего лётчика-исследователя-начальника отдела боевого применения истребительной авиации.
В 1995 году принимал участие в совместных лётно-тактических учениях в Южно-Африканской Республике, где проводил воздушные бои на самолёте Су-27М (Су-35) против лётчиков ЮАР на самолётах «Мираж F-3» и все воздушные бои выиграл.
В 1996 году была присвоена квалификация «Военный лётчик-снайпер».
Являясь инструктором по всем видам лётной подготовки, неоднократно помогал восстанавливать утраченные навыки лётного состава различных частей ВВС.
В марте 2000 года как один из наиболее подготовленных лётчиков ВВС обеспечивал перелёт Президента РФ из Краснодара в Грозный и обратно, выполняя полёт на самолёте сопровождения Су-27УБ и перевозя на своём борту аппаратуру спецсвязи.
17 мая 2001 года при подготовке к авиашоу Су-27 загорелся над левобережьем Липецка. Несмотря на отказ СДУ, летчик сумел отвести самолет сначала от Липецка, а затем и от деревень Нарышкино и Васильевка. И только после этого катапультировался практически на критической отметке — 600 метров до земли.
С 2001 года по настоящее время – вновь на лётно-испытательной работе, проходит службу в должности старшего лётчика-испытателя – заместителя начальника по лётно-испытательной работе 485 Военного представительства МО РФ на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю.Гагарина (КнААПО). Выполняет полёты на самолётах Су-17, Су-22, Су-27, Су-30, Су-33, Бе-103, выпускаемых на КнААПО. Выполнял регулярные перегоны самолётов Су-30МКК по контрактным поставкам в Китайскую Народную Республику. Выполняет приёмно-сдаточные испытания самолётов по Государственному оборонному заказу для российских ВВС и ВМФ.
Неоднократно приходилось бывать в сложных аварийных ситуациях, из которых благодаря личным волевым качествам удавалось выходить победителем.
С 2009 года – в запасе.
Имел общий налёт 4000 часов, выполнил более 5000 полётов, из них на испытания 2200 с налётом 2100 часов.
Жил в Липецке. Умер 22 июня 2017 года. Похоронен на кладбище в районе кольца Трубного завода на Аллее Героев в городе Липецк.
Награждён орденом Мужества (6.11.2001), медалями.
Присвоены звания «Ветеран военной службы», «Ветеран боевых действий, «Ветеран труда».

Источники информации:

  • Петров Александр Петрович / Герои страны /
  • Летчик Петров отвел падающий самолет от деревень / Комсомольская правда, 19.05.2001 /

3 комментария

  1. Сергей:

    Спасибо за ваш сайт, спасибо за ваш труд.

  2. Андрей:

    Умер после тяжёлой болезни 22.06.2017 года. Похоронен в городе Липецке на кладбище в районе кольца Трубного завода на Аллее Героев.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *