Савинов Борис Васильевич

1949-1989

Б.В.Савинов
Б.В.Савинов

Лётчик-испытатель 1 класса (1987).
Родился 17 сентября 1949 г. в г.Киев в семье служащих. В 1956 г. поступил и в 1967 г. окончил среднюю школу №112 Киева.
С 1964 г. занимался планерным спортом. В 1967 г. поступил на первый курс МАИ им. С.Орджоникидзе. С 1967 г. занимался самолётным спортом в ЦАК им. В.П.Чкалова. Ещё будучи студентом МАИ в 1971 г. стал мастером спорта СССР по самолётному спорту, был призёром чемпионатов СССР, входил в состав сборной команды СССР по высшему пилотажу. С 1969 г. командованием ЦАК СССР им. В.П.Чкалова был направлен на обучение в ЦОЛТШ ДОСААФ в г. Калуга, которую окончил в 1971 г. получив диплом лётчика-инструктора. С 1972 г. начал летать на вертолётах.
После окончания в 1973 г. МАИ поступил на работу в МВЗ им. М.Л.Миля. Работал инженером бригады аэродинамики ЛИБ МВЗ, затем инженером-экспериментатором, затем ведущим инженером по лётным испытаниям.
В 1975 г. руководством МВЗ был направлен на обучение на вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей. Окончил школу в 1976 году. В 1987 г. ему была присвоена классная квалификация «Лётчик-испытатель 1-го класса».
За период работы в должности лётчика испытателя в ОКБ им. М.Л.Миля провёл большое количество лётных испытаний всех видов сложности на практически всех существующих в ОКБ типах вертолётов (Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34), провёл испытания по 130 программам с общим испытательным налётом 1457 часов, при общем налёте 3845 часа.
В 1983 г. был назначен на должность командира отряда лётчиков-испытателей и допущен к полётам в качестве лётчика-инструктора. Принимал участие в испытаниях опытно-экспериментального вертолёта Ми-28. Был назначен и вёл в качестве ведущего лётчика заводскую программу испытаний вертолёта Ми-34, выполнив на нём в 1988 г. впервые в Советском Союзе фигуры высшего пилотажа «Петля Нестерова» и «Бочка». Неоднократно участвовал в демонстрации советской авиационной техники за рубежом.
В качестве лётчика–испытателя -инструктора активно участвовал в подготовке и повышении квалификации лётчиков-испытателей ОКБ им. М.Л.Миля и других организаций.
Погиб 27 февраля 1989 при выполнении испытательного полёта на Ми-34.
Полет проходил в ненастную погоду, в условиях сильной болтанки и резкого порывистого ветра. На высоте 110 м возникли прогрессирующие автоколебания несущего винта, сопровождаемые расходящимися неуправляемыми колебаниями ручки управления. Создавшаяся крайне сложная обстановка потребовала от лётчика-испытателя в считанные секунды принятия решения – покинуть вертолёт с парашютом или, с высокой степенью риска, попытаться произвести посадку, — сохранить вертолёт и информацию системы бортовых изменений.
Савинову удалось перевести вертолёт на снижение и выполнить доворот на выбранную с воздуха площадку. Завершить задуманный маневр лётчик не смог из-за развившейся практически полной потери управляемости вертолёта. При ударе о землю вертолёт разрушился, лётчик-испытатель погиб.
Дешифрирование сохранившихся при катастрофе данных, зарегистрированных накопителем системы бортовых изменений, дало возможность установить причину возникновений автоколебаний и действия лётчика по попытке завершения полёта. Полученные при этом материалы оказали существенную помощь в понимании механизма развития малоисследованного вида автоколебаний типа «хордовый флаттер» на применённой на вертолёте новой конструкции несущего винта.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (посмертно), «Знак Почёта» (1983).
В память о талантливом лётчике-испытателе отечественных вертолётов, впервые в Советском Союзе выполнившим на вертолёте Ми-34 фигуры высшего пилотажа «Петля Нестерова» и «Бочку» Московским вертолётным заводом им. М.Л.Миля учреждён переходящий кубок и памятная медаль имени лётчика-испытателя Бориса Васильевича Савинова, утверждённые Федерацией вертолётного спорта СССР.

Источники информации:

  • Биография, составленная сыном — П.Б.Савиновым

Оставьте комментарий