1905-1944
Лётчик-испытатель, инженер-подполковник (1943).
Родился 17 (4 — ст.ст.) октября 1905 года в деревне Горки Первитинской волости Тверского уезда Тверской губернии (ныне деревня Первомайские Горки Калининского района Тверской области). Детство и юность провёл в Твери. В 1921 году окончил 6-летнюю трудовую школу, в 1925 году – школу ФЗУ. Работал слесарем-механиком.
В армии с октября 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году – Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1929 – курсы при Серпуховской высшей школе воздушного боя. До 1933 года служил в строевых частях ВВС (в Украинском военном округе). В 1938 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С декабря 1938 по сентябрь 1939 – ведущий инженер – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл госиспытания самолётов УТ-2 с мотором М-11 (1938), И-16 тип 10 (февраль-март 1939), И-16 тип 18 (осень 1939).
В сентябре 1939 года откомандирован в распоряжение Главного Штаба ВВС. Был военно-воздушным атташе при Посольстве СССР в США.
С ноября 1942 – вновь ведущий инженер – лётчик-испытатель НИИ ВВС, с января 1944 – командир опытной авиаэскадрильи группы отделов моторов и топлив НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Як-1, Ла-5УТИ и других истребителей. В 1943 году руководил бригадой по испытанию и внедрению в строевые части ВВС иностранных истребителей, поставляемых в нашу страну по ленд-лизу, составил инструкции по их эксплуатации. Был ведущим инженером по испытаниям американского истребителя P-39 «Аэрокобра». За проведённую работу был посмертно награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Погиб 27 апреля 1944 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Р-39Q «Аэрокобра».
На истребителе Р-39Q «Аэрокобра» с бортовым номером 220563 выполнялся испытательный полёт по определению расходов горючего на высоте 7.000 метров на режиме максимальной скорости горизонтального полёта. Во время разгона самолёта перед выходом на площадку на высоте 7.000 метров из-за недостаточной прочности конструкции хвостового оперения началось разрушение стабилизатора самолёта. Результатом этого явился переход истребителя на режим кабрирования и заклинение руля высоты, после чего самолёт перешёл в пикирование. Лётчик пытался вывести истребитель в горизонтальный полёт, но его попытки не увенчались успехом.
На высоте 1.500 метров К.И.Овчинникову всё же удалось уменьшить угол падения, но при выводе из пикирования из-за возникших перегрузок отлетела правая половина руля высоты. Вследствие этого самолёт перешёл в правый плоский штопор и плашмя упал на землю в 6 километрах северо-западнее деревни Рахманово, в 20 метрах от обочины Ярославского шоссе. Лётчик погиб.
Позже выяснилось, что в строевых частях советских ВВС происходили аналогичные случаи разрушения стабилизатора на «Аэрокобре». После катастрофы К.И.Овчинникова полёты на всех Р-39 были запрещены до усиления конструкции самолёта в авиамастерских.
Жил на станции Чкаловская (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Чкаловский.
Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (1.07.1944, посмертно).
Источники информации:
- Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- «Время, люди, самолеты» / И.Г.Рабкин, Московский рабочий 1985 г. /
- Газета «Правда»
- Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
Помогали:
- В.П.Тарасенко