Коккинаки Константин Константинович

1910-1990

К.К.Коккинаки
К.К.Коккинаки

Герой Советского Союза (21.08.1964), заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.03.1963), полковник (1965).
Родился 11 марта (26.02-ст.ст.) 1910 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. В 1925 окончил 7 классов школы. Работал грузчиком в порту, матросом на судне (1925-1927), матросом-спасателем на водно-спасательной станции (1927-1929).
В армии с января 1930. В 1932 окончил Сталинградскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Северо-Кавказский ВО), с 1936 — в морской авиации (Тихоокеанский флот).
С ноября 1936 по июнь 1939 — лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №1 (г.Москва); испытывал серийные Р-5 и модификации (1936-1937), P-Z (1936-1937), ДИ-6 (1937), И-15бис (1938-1939), И-153 (1939). Участвовал в испытаниях НВ-2 (1936) и НВ-5 (1937).
Участник боевых действий в Китае: в июне 1939-июне 1940 — заместитель командира и командир (с мая 1940) истребительной группы. Совершил 166 боевых вылетов на И-153, в воздушных боях сбил лично 3 и в группе 4 самолёта противника. Был сбит в воздушном бою, спасся из И-153 на парашюте.
С июня 1940 по июнь 1941 — лётчик-испытатель авиазавода №1 (г.Москва). Испытывал серийные И-153 (1940-1941), МиГ-1 и МиГ-3 (1940-1941).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 — заместитель командира, командир 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. Совершил 98 боевых вылетов на МиГ-3, в воздушных боях сбил лично 4 и в группе 3 самолёта противника.
После отзыва с фронта облётывал поставляемые по ленд-лизу «Томагауки» в Архангельске.
С февраля 1942 по февраль 1950 — лётчик-испытатель авиазавода №30 (г.Москва). Испытывал серийные Ил-2 (1942-1945), Ил-12 (1946-1950) и их модификации. В качестве второго пилота поднял в небо и участвовал в испытаниях Ил-6 (7.08.1943), Ил-12 (15.08.1945), Ил-22 (24.07.1947). С февраля 1950 — в запасе.
С августа 1951 по октябрь 1964 — лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания И-340 (СМ-1) (10.11.1951), СД-25 (МиГ-15бис с бомбами) (25.03.1952), МиГ-17Р (СР-2) (февраль 1953), СМ-9/2 (МиГ-19С) (16.09. 1954), МиГ-19СВ 91957), СМ-12 (октябрь 1957), СМ-50П (МиГ-19ПСУ) (май 1958), СМ-12ПМ (27.05.1958), СМ-12ПМУ (август 1958), Е-6/2 (МиГ-21/2) (15.09.1958), Е-7 (МиГ-21П) (август 1959), Е-6У/2 (МиГ-21У/2) (апрель 1961). Участвовал в испытаниях МиГ-17Ф, СМ-12, СТ-7, МиГ-21П.
17 сентября 1953 года катапультировался из штопорящего СТ-7.
В 1960 установил 2 мировых авиационных рекорда (из них 1 — абсолютный) скорости на самолёте Е-66 (МиГ-21Ф).
Жил в Москве. Работал в ОКБ А.И.Микояна: лётчиком транспортного отряда (1964-1965), ведущим инженером в отделе лётных испытаний (1966-1985), старшим инженером (с 1985). Умер 4 марта 1990 года. Похоронен в Москве, на Кузьминском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (29.04.1944, 12.07.1957, 21.08.1964), 2 орденами Красного Знамени (9.08.1941, 19.08.1944), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945, 20.09.1947, 1 1.03.1985), орденом Дружбы народов (2.02.1982), 2 орденами Красной Звезды (27.05.1939, 30.04.1945), медалями, китайским орденом. Удостоен медали де Лаво (ФАИ, 1960).

Источники информации:

  • «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /
  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Коккинаки Константин Константинови / Герои страны /

Оставьте комментарий