Махалин Александр Васильевич

1946-2017

А.В.Махалин
А.В.Махалин

Заслуженный лётчик-испытатель РФ (19.10.1996), капитан.
Родился 27 января 1946 года в г.Москве. С 1961 года занимался в планерном аэроклубе.
В армии с 1964. В 1966 совершил первый вылет на реактивном самолете. Окончил Оренбургское ВВАУЛ им. И.С.Полбина в 1968. Служил в 9-м Гвардейском ракетоносном минно-торпедном полку (г.Североморск).
В 1976 г. закончил ШЛИ МАП. В 1979 г. окончил МАИ.
С 1976 по 1996 — на лётно-испытательной работе в ОКБ имени А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-22М3 (20.06.1977; 2-й пилот).
В 1986 г. ему присвоен 1-й класс летчика-испытателя.
В 1989 г. катапультировался с Ту-22М3 (2 летчик — С.Б.Абрамов) после пожара двигателя.
Утром 9 сентября 1994 года летающая лаборатория Ту-22МЛЛ из ЛИиДБ АНТК имени А.Н.Туполева и Ту-134, принадлежащий ЛИИ имени Громова, выполняли совместный полет по программе исследования состояния пограничного слоя при обтекании в полете доработанного крыла Ту-22МЛЛ. Эта летающая лаборатория была создана на базе Ту-22М3 для изучения обтекания ламинарный профилей как в диапазоне чисел М=0,85-0,9, так и сверхзвуковом. В полете с идущего параллельным курсом на минимальном удалении самолета Ту-134 велась съемка на тепловизор (в инфракрасном диапазоне) процесса обтекания. Предыдущая съемка в мартовском полете оказалась неудачной из-за большого расстояния между самолетами. В данном полете экипаж Ту-134 летчика-испытателя В.В.Павлова подошел к идущему на автопилоте объекту съемки на удаление 10-15 м, попав в зону критического сближения, при котором столкновение по законам аэродинамики практически неизбежно. Поздно осознав опасность, экипаж Ту-134 попытался отвернуть машину, но в 11:07 на высоте примерно 3000 м произошло столкновение двух воздушных судов, в результате которого у Ту-134 были значительно повреждены стабилизатор и киль и он рухнул на землю северо-восточнее Егорьевска, унеся жизни 7 человек.
Экипаж летчика-испытателя А.В.Махалина (2 летчик — Б.И.Веремей) после столкновения сумел совершить посадку поврежденного Ту-22М3 на своем аэродроме.
Освоил 28 типов самолетов.
Жил в г.Жуковский. Умер 5 марта 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

  • Сборник «ШЛИ со временем» / статьи В.Радишевской и В.К.Александрова, Жуковский, 1999 /
  • «Летчики-испытатели. Туполевцы» / Амирьянц Г.А., М.: Кучково поле, 2008 /

6 комментариев к “Махалин Александр Васильевич”

  1. Улётный курс лётного

    В 1993 году Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков —
    эта замечательная кузница летных кадров — завершило свой боевой путь. Горечь от этого непродуманного решения не заживает до сих пор.
    В августе 2011 года, в год 90-летия ОВВАКУЛ, на встрече выпускников 1968 года Александр Махалин поведал своим однокурсникам о том, что он собирает материал о жизни их курса. А затем планирует издать две книги – одну о курсантских годах и вторую – о судьбах выпускников.
    Выпуск 1968 года… Обычный рядовой, как тогда казалось, курсантский выпуск.
    Свою первую книгу фотозарисовок о жизни этого курса заслуженный летчик-испытатель Александр Васильевич Махалин назвал «Улетный курс». (Улетный — очень хороший, превосходный.)
    В содержании сборника четко определены основные этапы курсантской жизни – войсковой приемник, от первого курса и до выпуска. По словам автора, «Улетный курс» — это краткая хронологическая летопись жизни курсантов, прошедших путь от абитуриентов до лейтенантов ВВС СССР, причём в оригинальном изложении – путём комментариев к фотографиям его героев.
    Интересен сборник и с исторической точки зрения. Автор поместил фотографии Оренбурга 60-х годов, где запечатлены улицы и здания такими, какими их увидели абитуриенты ОВВАУЛ 1964 года.
    Александр Махалин вспоминает, что через нижний этаж казармы, где размещался войсковой приемник, в тот год прошло около двух тысяч юношей, мечтавших покорять небо. После строгого отбора курсантами стали только 150! Вот это конкурс – 1 к 13!
    Кадры любительских фотосъёмок запечатлели курсантские будни, которые и легли в основу увлекательного сборника-альбома Александра Махалина. «Улетный курс» — это экскурсия в далекое курсантское прошлое длиной в 1618 дней и ночей.
    Дорога в небо к великому разочарованию молодых парней в гимнастерках с голубыми погонами началась не с аэродрома, и даже не учебных аудиторий, а с тривиальной картошки. Сезон уборки картофеля запечатлен на 24 фотографиях. И не удивительно – это первая самостоятельная командировка, первые тяготы воинской службы. Именно здесь подружились ребята, начал формироваться улетный курс. Только после двух месяцев пребывания на картошке приступили к освоению избранной профессии. Это всё подтверждено фотодокументами.
    Отдельные страницы альбома посвящены первому космонавту планеты, выпускнику училища Юрию Алексеевичу Гагарину. Да как же по-другому? Ведь курсант Гагарин по этим же улицам ходил, эти же предметы изучал. Вряд ли отыщется оренбургский курсант, который хотя бы раз не сфотографировался у гагаринского МиГ-15.
    Много в книге фотографий, на которых запечатлены офицеры-командиры, преподаватели учебно-летного отдела (УЛО) и, конечно же, летчики-инструкторы. Б.Н. Рыбальченко, В.Л. Мазо, Н.И. Козубенко, Ю.А. Комаров, Л.Ф. Дроздов, М.С. Лейзерзон…. Этих первых командиров-наставников хорошо помнят многие поколения выпускников училища.
    Всё мы здесь видим – теоретические занятия, первые прыжки с парашютом и полеты на учебном Л-29, а потом и на боевом самолете Ил-28.
    Не забыты и знаменитые «Вылетные». Им посвящена песня, поистине ставшая гимном курсантов всех авиационных училищ страны. Авторами её были курсанты Е. Объедков и А. Цветков.
    Книга заканчивается фотографиями с «голубого карантина» — времени ожидания приказа Министра обороны о присвоении лейтенантского звания и о распределении курса по лётным частям. Вот география того распределения – части ВВС, флота — Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты. Нет такого уголка СССР, где бы ни служили выпускники ОВВАКУЛ.
    Среди командиров частей, соединений и объединений Военно-воздушных сил есть немало выпускников 1968 года. Это генерал-лейтенант Иван Федин – Командующий Авиацией ВМФ, генерал-лейтенант Николай Мордовалов – командующий Авиацией Северного флота, генерал- лейтенант Валерий Бумагин – Командующий Авиацией Тихоокеанского флота, генерал-майор Николай Абрашкин – Заместитель Командующего по боевому применению Авиации Балтийского флота, генерал-майор Анатолий Бирюков – начальник Центра боевой подготовки лётного состава Авиации ВМФ… Такого количества военачальников не было и уже никогда не будет среди выпускников лётных училищ.
    В мае 1979 года совершил подвиг выпускник училища 1968 года капитан Виктор Кубраков. В аварийной ситуации, при отказе материальной части, он сделал всё возможное, чтобы спасти экипаж и жителей посёлка, на который падал самолёт. Виктор пожертвовал своей жизнью. Указом Президиума Верховного Совета СССР он посмертно награжден орденом Красного Знамени.
    Нельзя не сказать и о карьере составителя сборника и автора текстов к фотографиям Александре Махалине. После окончания училища он служил в 9-м Гвардейском ракетоносном минно-торпедном полку. В 1976 году окончил школу летчиков-испытателей министерства авиационной промышленности и перешёл на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А.Н.Туполева. В 1979 году окончил МАИ. Освоил 28 типов самолетов. В 1996 году удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ». Награждён орденом Красной Звезды, медалями.
    Несомненное достоинство книги – её дизайн. В этом большая заслуга члена союза художников Российской Федерации Юрия Рарова, тоже курсанта улетного курса.
    «Улетный курс» — это поистине коллективная фотолетопись. Фотографиями из личных архивов поделились Колобов В.К., Мамонтов Е.Ф., Кузора В.Н., Темьяновский А.В., Филатов В. Д., Гущин Н.В., Лязгин А.С. и многие другие. Спасибо всем! Ребята, без вас не было бы этого замечательного сборника.
    Написана ещё одна страничка летописи Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков.
    Эта книга – подарок для тех, кто учился на этом курсе, а также для всех, кому дорога история прославленной Оренбургской летки.
    Экземпляр уникального издания подарен автором Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской.

    Михаил Адер

    Ответить
  2. Рад за однокашника,а вспомнить есть что,хотя прошло не мало лет.Вано Федину,Толе Бирюкову-особый привет,отличные были ребята,учились в одном отделении.Живу в Днепре,жизнь у нас суровая,20лет делят власть и конца этому не видно, а у холопов чубы трещат.В общем как из фильма беллые прийдут-грабят,красные прийдут-грабют,только унас синие и желто-блокидные.Л.Лучинский lluchinsi-igl@mail.ru

    Ответить
  3. «Тихий лётчик
    (посвящено духу пилота)

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди с милостью Божьей!
    Иди туда, где самолёты садятся на полосу,
    Когда заканчивается день и опускается ночная тьма,
    И шасси оставляют глубокие следы на вечной земле.

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди с миром в сердце!
    Хотя твой путь будет одиноким,
    Такое путешествие тебе знакомо,
    Того, чьи годы охватывают сушу и море,
    Так долго без передышки.

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди в вечный покой!
    Пусть шторма накатываются, а ветра дуют,
    Не стирая в вышине
    Твой светлый след на небе свободы,
    Пока твой курс был на запад».

    Очевидно, что этот перевод выполнил сам Александр Васильевич, прекрасно знавший английский… — Взято с сайта ФОРУМ ПОИСКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ — К.Б. СТРЕЛЬБИЦКИЙ .

    Ответить

Оставьте комментарий