Капрэлян Рафаил Иванович

1909-1984

Р.И.Капрэлян

Р.И.Капрэлян

Герой Советского Союза (15.05.1975), заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), мастер спорта СССР международного класса (1969), подполковник (197..).
Родился 5 мая (22 апреля — ст.ст.) 1909 в городе Баку (Азербайджан). В 1926 окончил Бакинский промышленно-экономический техникум и консерваторию. В 1927-1929 учился в Азербайджанском политехническом институте. В 1932 окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. В 1932 работал инженером в Главном Управлении ГВФ, в 1932-1933 — в Ленинградском институте инженеров ГВФ.
В 1934 окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934-1935 — лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935-1941 работал пилотом в ГВФ (Московское управление, в 1938-1940 — в Китае). В армии с июня 1941.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941-марте 1943 — командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов). 28 января 1942 его самолёт, выполнявший рейс в район Бухареста, из-за сильнейшего обледенения упал в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области), где воевал до 23 октября 1942, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых. В марте-мае 1943 прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943-феврале 1944 — инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (АДД). Выпускал лётчиков на С-47 и Ли-2. В марте 1944-мае 1945 — командир 89-го транспортного авиационного полка (АДД). Перегонял на фронт С-47, В-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 — в запасе.
В 1945-1947 работал пилотом в ГВФ (Московское управление), в июне-сентябре 1947 — заместителем начальника авиауправления Гидрометеослужбы.
С сентября 1947 по июнь 1950 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл испытания винтов мотора АШ-73 на Ту-4; испытания Ту-4 в условиях обледенения, испытания оборудования для слепой посадки. Участвовал в испытаниях Ту-4; провёл ряд испытательных работ на В-25, Ли-2 и Ту-2.
В 1950-1952 — лётчик-испытатель авиазаводе №82 (Тушино); испытывал серийные УТБ (1950-1952). В 1952-1953 в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.
С 1953 по 1968 — лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания Ми-4ВМ (1953), Ми-6 с ТВ-2М (18.06.1957), Ми-6 с Д-25В (июнь 1959), Ми-10 (15.06.1960), Ми-10/2 (июль 1961), головного Ми-10 Ростовского вертолётного завода (10.09.1964), Ми-10К (6.01.1966). Провёл испытания по отработке посадок Ми-6 на режиме авторотации (1961), участвовал в испытаниях Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций.
Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 — вторым пилотом) на вертолётах: в 1956 — рекорды скорости (вторым пилотом) и грузоподъёмности на Ми-4; в 1957 — 2 рекорда грузоподъёмности на Ми-6; в 1959 — рекорд грузоподъёмности на Ми-6; в 1962 — 3 рекорда грузоподъёмности на Ми-6.
Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (6.12.1949, 15.05.1975), орденами Красного Знамени (2.04. 1943), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1944), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.07.1948, 12.07.1957), 2 орденами Красной Звезды (26.1 1.1941, 1.12.1943), орденом «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. “Авиационный печатный двор”, 2001 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.