Чекарев Владимир Иванович

1902-1930

Летчик-испытатель.
Родился в 1902 году.
До 1929 года служил лётчиком-инструктором 2-й ВАШЛ (г.Борисоглебск).
С 192? — летчик-испытатель НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях «Потэ» 25, Ш-1 (1929).
В конце июля 1930 г. приступил к испытаниям двухместного истребителя Д-2. Общий налет его на этом самолете составил 6 часов 48 минут.
Погиб 4 августа 1930 года в испытательном полете на Д-2 (ДИ-2).
4 августа 1930 г. Чекарев получил задание на проверку управляемости Д-2 на высоте 3000 м. Однако первый полет в этот день он совместно с наблюдателем В.И.Благонадеждиным выполнил на достижение максимального потолка самолета. Вооружившись кислородными приборами, пилоты «взяли» высоту 7170 метров. Затем после короткого отдыха начали готовиться ко второму полету. В этот день полетами руководил начальник 1-й бригады истребительного отдела НИИ ВВС Н.А.Жемчужин; по его свидетельству, Чекарев, отправляясь во второй полет, сказал: «Я его теперь поломаю как следует». Имелось в виду, что летчик испробует самолет на максимальные перегрузки. Жемчужин в ответ заметил: «Брось ерунду делать, это тебе не ВТ» (ВТ — опытный истребитель И-5). Среди свидетелей, наблюдавших с земли полет самолета Д-2, находились помощник Начальника ЦКБ завода № 39 Д.П.Григорович и заместитель Начальника ЦКБ И.М.Артамонов. По их показаниям, после выполнения задания самолет вышел из облаков на высоте 1200 м, затем снизился спиралью до высоты 300 м и продолжал снижаться на высокой скорости до высоты 100 метров. Наблюдатели заметили сильную вибрацию хвостового оперения и последующее разрушение правой его половины; вслед за этим разрушилась коробка крыльев, и самолет врезался в землю. Экипаж погиб. Летчик Чекарев и наблюдатель Благонадеждин имели парашюты, однако воспользоваться ими не успели: высота была слишком мала.
Вибрацию оперения испытатели отмечали и ранее, однако серьезного значения этому не придавалось: считалось, что подъем оперения вверх привел к тому, что оно попало в возмущенную зону от крыла самолета. Резкое пилотирование самолета привело к частичному разрушению узлов крепления оперения, а продолжающиеся вибрации довершили его поломку, что и привело к катастрофе.
Похоронен в колумбарии Донского кладбища (г.Москва).

Источники информации:

  • «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. / М.Маслов /
  • «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» / В.Б.Шавров. Москва, «Машиностроение», 1986 /
  • Покорители неба. / Пономарев А.Н.— М.: Воениздат, 1980 /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *