Тихонов Павел Иванович

1908-1946

П.И.Тихонов

П.И.Тихонов

Герой Советского Союза (19.08.1944), лётчик-испытатель 3-го класса, гвардии майор.
Родился 12 июля 1908 года в деревне Обшаровка ныне село Приволжского района Самарской области в семье крестьянина. Русский.
После окончания шести классов школы работал в крестьянском хозяйстве.
С 1930 года проходил службу в рядах Красной Армии. В 1932 окончил в Петергофскую школу младшего командного состава, а в 1934 году — Луганскую школу военных пилотов (Украина). Затем служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского военных округов.
В 1936 году демобилизовался. Работал в гражданской авиации в Уфе, Казани, Душанбе (ныне столица Таджикистана), а с января 1941 года — пилотом 3-го класса в 11-м гидроотряде в Иркутске. Летал на линии Иркутск — Якутск.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. К маю 1944 года совершил 224 боевых вылета по крупным целям врага, из них 210 ночью на бомбардирование ж.-д. станций, скоплений войск, техники в ближнем тылу противника и воен. объектов Данцинга, Кенигсберга, Хельсинки. Командир авиационной эскадрильи 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия (АДД).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору П.И.Тихонову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1945 году демобилизован.
С 1945 — работал лётчиком-испытателем на Иркутском авиационном заводе. Участвовал в испытаниях Ер-2.
Погиб 28 сентября 1946 года в полете на B-25.
28 сентября 1946 года в 11 часов 45 минут экипаж транспортного самолета Б-25 «Митчелл» под командованием П.И.Тихонова взлетел с заводского аэродрома для осуществления перелёта по маршруту Иркутск — Уфа. В состав экипажа также входили: второй пилот А.А.Холодов, бортмеханик В.М.Токарев, второй бортмеханик С.А.Наумник и бортрадист Н.М.Литвиненко. В качестве пассажира летел работник завода П.Л.Вайнберг. В 13 часов 30 минут радиосвязь с экипажем прервалась.
Как установила позже комиссия, борт потерпел крушение в 9 километрах от деревни Черманчет (район села Шиткино), в 610 километрах от аэродрома завода, с которого взлетел. Попав в низкую кромку облаков, экипаж ушёл с намеченного курса. Радиосвязь пропала, двигатели заработали с перебоями, горючее было на исходе. Командир экипажа приказал членам экипажа перейти в хвост самолёта для аварийной посадки, чему подчинились только двое членов экипажа — Литвиненко и Вайнберг. При самой вынужденной посадке погибли все члены экипажа, кроме тех, кто перешёл в хвост самолета. Они позже и рассказали о происшествии.
Причиной катастрофы послужила слабая проработка маршрута, неготовность к полётам в сложных метеоусловиях, отказ радиосвязи, минимальная заправка топливом.
Похоронен на Ново-Ленинском кладбище в Иркутске.
Награждён двумя орденами Ленина (29.03.1942, 19.08.1944), двумя орденами Красного Знамени (в том числе 20.06.1942), медалью «За оборону Сталинграда».

Источники информации:

  • Тихонов Павел Иванович / Герои страны /
  • «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны» / М.Денискин /
  • «След в небе» / Н.О.Валуев , 272 стр., «ИНТЕРВЕСТНИК», Москва, 2004 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *