Русецкий Виктор Михайлович

род.1959

В.М.Русецкий
В.М.Русецкий

Заслуженный летчик-испытатель РФ (28.03.2007).
Родился 15 апреля 1959 года в д.Колотуны (ныне — Дружба, Ошмянский район, Гродненская область, Белоруссия). Окончил среднюю школу № 3 (1976).
В армии с 197? года. В 19?? году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище, оставлен летчиком-инструктором. С 1988 — в запасе.
С июня 1988 — летчик-испытатель Казанского вертолетного завода, с января 2000 г — заместитель начальника летно-испытательного комплекса по летной службе. Провел испытания восьми первых модифицированных вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, в том числе Ми-17, Ми-8МТВ-5, Ми-172. В общей сложности он выполнил испытания более 450 вертолетов, 350 раз поднимался в воздух в качестве командира экипажа. В 1997-1998 годах впервые в практике вертолетостроения выполнил полную программу летно-конструкторских испытаний Ми-8МТВ, адаптированного для полетов ночью на предельно малых высотах с применением отечественных очков ночного видения 0НВ-1. Использование 0НВ-1 позволило значительно расширить летные возможности машины, благодаря чему она была принята на вооружение российской армии. Провел прочностные испытания вертолета Ми-17-1В, оборудованного пятитонной внешней подвеской.
Поднял в небо и провел испытания «Ансат-К» (17.08.1999), «Ансат-РЦ» (2005), «Ансат-1М» (15.05.2012).
5 августа 2001 года при выполнении испытательного полета на опытном вертолете «Ансат» (прототип 02) на скорости 240 км/ч произошло разрушение подкоса крепления штанги ДУАС. Только мгновенная реакция, выдержка и продуманные действия Русецкого (он с воздуха выбрал площадку и выполнил аварийную посадку) позволили избежать катастрофы. При выполнении 19 июня 2003 года полета по программе прочностных испытаний прототипа «Ансата» сработала сигнализация: «Пожар левого двигателя». Виктор Михайлович своевременно включил систему пожаротушения и посадил вертолет. Благодаря его самообладанию, решительным и технически грамотным действиям был предотвращен пожар, возникший из-за попадания горячих газов через трещину в сварном шве выхлопного патрубка в отсек двигателя.
В очередном полете пятого прототипа «Ансата» (на нем впервые была установлена цифровая система управления КСУ-А) при подключении цифрового вычислителя на висении вертолет утратил управляемость. Проявив недюжинное мужество и летный талант, Русецкий смог сбалансировать машину и посадить ее.
В марте 1994 года блестяще выполнил операцию по спасению людей, оказавшихся в снежном плену на автотрассе Казань — Набережные Челны. Летом 1999 года с вертолета установил с ювелирной точностью 300-килограммовый крест, сорванный ураганом с 76-метровой колокольни Раифского монастыря недалеко от Казани. Ему же доверили установку 3-тонного минарета на мечеть высотой 30 метров в городе Булгар.
Общий налет составляет 6000 часов, из них испытательный — 2700 часов.
Награжден медалями.

Источники информации:

  • Виктор Русецкий. Летчик и Испытатель / Н.Краева, ВЕРТОЛЕТ №3 2009 /
  • Виктор Русецкий – заслуженный летчик-испытатель России родом с Ошмянщины / Н.Волынец /

Оставьте комментарий