Спирин Иван Тимофеевич

1898-1960

И.Т.Спирин

И.Т.Спирин

Герой Советского Союза (27.06.1937), штурман-испытатель, генерал-лейтенант авиации (5.11.1944).
Pодился 9 августа (28 июля — ст.ст.) 1898 года в городе Коломна ныне Московской области. Русский. Окончил 3 курса института.
В aрмии с 1918 года. Участник гражданской войны. Воевал красноармейцем 9-го стрелкового полка (Рязань, затем Южный фронт), участвовал в боях с конницей генерала К.К.Мамонтова, с войсками А.И.Деникина.
С ноября 1919 года – в ВВС, красноармеец эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». С мая 1920 года – аэролог, старший делопроизводитель, начальник технической части боевого порядка, врио военкома и врио командира 2-го боевого порядка дивизиона воздушных кораблей на Западном фронте, воевал против польских войск.
С сентября 1922 года – заведующий техническим складом, начальник технической части научно-опытного аэродрома в Москве. Окончил экстерном школу летнабов в Москве в 1924 году.
С октября 1924 года по сентябрь 1938 года проходил службу в НИИ ВВС РККА (с небольшими перерывами): старший летнаб аэронавигационного отделения, инструктор-летнаб, заместитель начальника штурманского отдела, флагманский штурман ВВС РККА (с января 1935), командир и военком НИИ ВВС (с февраля 1936). В 1930 окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф.Мясникова.
Один из первых выдающихся мастеров дальних перелётов советской авиации. В качестве штурмана участвовал в дальних перелётах Москва – Пекин (1925), в Италию (1927), в круговом полёте Москва – Иркутск – Харьков – Москва (1929), Москва – Севастополь – Анкара – Тегеран – Кабул — Ташкент – Москва (1930), во многих других. С 10 по 12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир экипажа М.М.Громов, второй пилот А.И.Филин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту в 12411 километров за 75 часов.
Активный участник разработки новых способов самолётовождения, участвовал в создании ряда навигационных проборов. Одновременно с основной работой в 1930-х годах преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского, участвовал в ряде поисковых воздушных экспедиций в Арктике.
В 1937 году как один из лучших штурманов Советского Союза был включен в состав советской арктической экспедиции и в качестве флаг-штурмана экспедиции в экипаже флагманского самолета (командир М.В.Водопьянов) участвовал в высадке на Северный полюс первой научной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Обеспечил точную высадку экспедиции во главе с И.Д.Папаниным в районе географического Северного полюса.
За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм, 27 июня 1937 года Спирину Ивану Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Комбриг (4.07.1937). В сентябре 1938 года переведён из НИИ ВВС РККА в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского, где назначен начальником факультета авиаштурманов.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов: командир боевой авиационной группы дальнего действия в ВВС 9-й армии. Лично выполнил 2 дальних боевых вылета на уничтожение объектов противника и несколько вылетов на бомбардировку его прифронтовой полосы.
С сентября 1940 года – начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов. Генерал-майор авиации (4.06.1940).
В самом начале Великой Отечественной войны на базе этой школы была создана авиационная группа дальнего действия по обороне Москвы, целью которой было уничтожение аэродромов противника и его важных военных объектов. Группа под командованием генерал-майора авиации Спирина насчитывала до 200 самолётов, участвовала в Смоленском сражении и в битве за Москву. С марта 1942 года – начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей дальнего действия, размещённой в Средней Азии, под его командованием подготовлено к ночным боевым вылетам свыше 1.000 экипажей.
С октября 1944 года вновь на фронте, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса в АДД и в 18-й воздушной армии, который действовал в интересах почти всех фронтов.
После войны с 1945 до апреля 1948 года – вновь начальник Ивановской высшей школы штурманов. Окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С мая 1949 года – начальник специального отделения, с февраля 1950 года – начальник специального факультета, с ноября 1952 года – заместитель начальника штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. С июля 1955 года – в отставке.
Работал начальником отдела авиации Антарктического института Академии наук СССР. С 1957 года до последних дней жизни – начальник военной кафедры Московского физико-технического института. Всего за период авиационной работы имел налёт свыше 9.000 часов.
Жил в Москве. Умер 4 ноября 1960 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Доктор географических наук (1938), профессор (1938).
Награждён 3 орденами Ленина (28.09.1934, 27.06.1937, …), 2 орденами Красного Знамени (1925, …), орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды (1930, …), медалями.
В городе Коломна установлен бюст Героя, в Москве на доме, в котором он жил, — мемориальная доска. Его именем названа улица в Москве.
Сочинения:
Записки военного летчика. М., 1939;
Советская авиация. М., 1940;
Записки авиатора. М., 1955;
В голубом небе. М., 1960 и др.

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *