Фёдоров Николай Константинович

1903-1951

Н.К.Фёдоров

Н.К.Фёдоров

Лётчик-испытатель 1-го класса (1945; снижен до 3-го класса в 1949; восстановлен в 1950), полковник (1948).
Родился 12 июля (29 июня — ст.ст.) 1903 года в городе Санкт-Петербург. В 1918 окончил 5 классов гимназии.
В армии с мая 1918. До декабря 1918 служил письмоводителем-телефонистом штаба 1-го корпуса РККА (г. Петроград), в январе 1919 – феврале 1923 – рулевым на подводных лодках (Балтийский флот).
Участник Гражданской войны: в мае-августе 1919 – рулевой учебного отряда подводного плавания дивизиона подводных лодок Балтийского флота. Участвовал в обороне Петрограда.
В ноябре 1923 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1924 – Качинскую ВАШЛ, в 1925 – Серпуховскую высшую военную авиационную школу воздушного боя. Служил в строевых частях ВВС (в Московском военном округе и на Дальнем Востоке). В 1936-1937 – лётчик-инспектор по технике пилотирования АОН-1 (Москва).
С июня 1937 по октябрь 1943– лётчик-испытатель авиазавода №39 (г. Москва, с декабря 1941 – г. Иркутск). Поднял в небо и провёл испытания головных Пе-2 (15.12.1940), Пе-3 (7.08.1941) и Пе-3бис (апрель 1942) завода. Испытывал серийные ДБ-3Ф (1937-1941), Пе-2 (1940-1943), Пе-3 (1942-1943), Ил-4 (1942-1943) и их модификации.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-ноябре 1941 – лётчик 1-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г. Москвы). Нёс боевые дежурства на Центральном аэродроме и совершал ночные боевые вылеты на Пе-3 для защиты Москвы.
С ноября 1943 по октябрь 1944 – лётчик-испытатель авиазавода № 456 (г. Химки). Испытывал собранные на заводе из присланных комплектующих Ил-4.
С октября 1944 по ноябрь 1949 – лётчик-испытатель авиазавода № 381 (г. Москва). Поднял в небо (7.05.1947) и провёл испытания головного УТБ завода. Испытывал серийные Ла-7 (1944-1945), И-250 (1946), УТБ (1947-1949), МиГ-15 (1949) и их модификации. В 1949 окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей.
С ноября 1949 по февраль 1950 – лётчик-испытатель НИИ-17. Участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования.
С февраля 1950 – лётчик-испытатель авиазавода № 30 (г. Москва). Испытывал серийные Ил-12 (1950), Ил-28 (1950-1951) и их модификации.
Погиб 21 февраля 1951 года в испытательном полёте на Ил-28.
В катастрофе погибли также штурман М.Ф.Таран, бортрадист П.С.Гордиенко.
Жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награждён орденом Ленина (21.02.1945), 4 орденами Красного Знамени (19.08.1944, 03.11.1944, 16.05.1947, 20.06.1949), орденом «Знак Почёта» (25.05.1936), медалями.

Источники информации:

  • Первый реактивный «МиГ» / Е.В.Арсеньев, Авиация и время 03 2001 /
  • Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2 / В.Проклов /
  • «Страницы истории авиационного завода № 39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска» : хроникально- документальная история / Г.И.Хвощевский , 2012 /

One comment

  1. Мария Штром (Фёдорова):

    Здравствуйте. Я прихожусь внучкой Фёдорову Николаю Константиновичу. У меня есть его фотографии. Хотела бы предоставить их для размещения на сайте. Спасибо.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.