Кузьменко Николай Никитович

1923-1990

Н.Н.Кузьменко

Н.Н.Кузьменко

Летчик-испытатель 1-го класса (30.03.1972), инженер-полковник (11.02.1967).
Родился 23 мая 1923 года в селе Гусаровское, Отрадненского района Краснодарского края.
В 1930 г. поступил в первый класс Попутненской школы, которую окончил с отличием в 1940 г. В этом же году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета.
11.07.1941 г. призван в армию Октябрьским райвоенкоматом г.Ростова и направлен в 19 ВАШПО (Военно-авиационная школа первоначального обучения) в станице Пролетарская Ростовской области (1-й отряд, комэск Борщевский). Курсанты школы начали изучать техническую часть самолета, основы пилотирования, но осенью станица Пролетарская начала подвергаться бомбардировкам и в ноябре 1941 школу эвакуировали в п.Александров Гай Саратовской области. После окончания 19 ВАШПО в июне 1942 г. направлен в г.Саранск Мордовской АССР в 3-е Военно-морское авиационное училище ВВС ВМФ. После окончания 3-го ВМАУ ему присвоено звание младший лейтенант. Направлен в 47-й шап, базирующийся на аэродроме Анапа Краснодарского края. Приказом командующего ВВС ЧФ №0112 от 30.12.1943 г. зачислен летчиком 2-й аэ 47-го шап 11-й шад.
Участник Великой Отечественной войны с 1943 г. После освобождения большей части Крыма 11-я шад перелетела с аэродрома Анапа на аэродром Саки, откуда летчики совершали боевые вылеты на коммуникации Севастополь-Румыния. В одном из этих вылетов Н.Н.Кузьменко потопил топмачтовым бомбометанием СКР противника, за что был награжден орденом Красной Звезды №594280.
8.05.1944 г. во время боевого вылета по плавсредствам противника в бухтах Камышовая и Казачья г.Севастополя, Ил-2 Кузьменко (воздушный стрелок Г.Мочалов) получил попадание снаряда ЗА в правую плоскость, но летчику удалось довести самолет до берега и посадить в расположении наших войск. За этот вылет он был награжден Орденом Отечественной Войны I степени №56083.
После перевода 11-й шад на Балтику, 30.06.1944 г. Н.Н.Кузьменко присвоено звание лейтенант. 16.07.1944 г. принимал участие в потоплении крейсера ПВО «Ниобе» в порту Котка.
17.07.1944 г. был направлен в распоряжение начальника ВОК ВВС ВМФ в г.Моздоке для прохождения дальнейшей службы.
После окончания высших офицерских курсов в декабре 1944 г., получил назначение командиром звена в 1-ю аэ 56-го шап в г.Советская Гавань Приморского края.
В составе 56-го шап принимал участие в боях с Японией в августе 1945 г., за что был награжден орденом Красного Знамени № 228820.
В августе 1947 г. две эскадрильи 56-го шап были перевооружены самолетами Р-63 и переведены в 58-й иап на о.Сахалин.
В августе 1949 г. поступил в Ленинградскую Краснознаменную Военно-Воздушную академию им. Можайского, которую окончил с отличием в апреле 1955 г.
С мая 1955 г. по октябрь 1974 г. летчик-испытатель в в/ч 31211 (п.Кировское Крымской области). Освоил 40 типов самолетов и вертолетов, принимал непосредственное участие в испытательных полетах с палубы кораблей на всех флотах СССР.
В октябре 1974 г. демобилизовался по состоянию здоровья.
С марта 1975 г. работал начальником Феодосийского филиала Московского вертолетного завода, в 1983 г., после исполнения 60 лет, ушел с должности начальника ФФ МВЗ и работал там же старшим инженером.
Умер 25 августа 1990 г. Похоронен в г.Феодосия.
Награжден орденами Красного Знамени (1945), Отечественной Войны I и II степени (1944), тремя орденами Красной Звезды, 14 медалями.

Источники информации:

  • Николай Никитович Кузьменко / Авиаторы Второй мировой /
  • Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ / Гиляревский В.П., В 2-х томах. — 1992 /

One comment

  1. Владимир Кузьменко:

    Здравствуйте. Текст на основании которого Вами изложена биография отца я отправил В.Харину достаточно давно и он был частично составлен по воспоминаниям мамы. Сейчас у меня имеется фотокопия личного дела отца и его летные книжки, хотя серьезных неточностей в исходном тексте практически нет.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.