Чернов Иван Семенович

1922-1958

И.С.Чернов

И.С.Чернов

Летчик–испытатель 2 класса (1958).
Родился 10 июня 1922 года в хуторе Ямки близ станицы Прохоровка Курской области в семье крестьян.
В 1940 году окончил 8 классов средней школы станицы Прохоровка. В 1941 году окончил Курский аэроклуб Осоавиахима (По–2, УТ–2).
В армии с 1941 года. В 1944 окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков (И–16, МиГ–1, Ла–5, Як–7Б).
Участник Великой Отечественной войны с 1944 года. Служил в Гвардейском Сталинградском Краснознаменном истребительном авиационном полку (8-я Воздушная Армия 4–го Украинского Фронта). С июля 1944 года по 9 мая 1945 года совершил 70 боевых вылетов на самолете Ла–5, сбил два самолета противника, а в составе группы еще три.
В послевоенное время продолжил службу в ВВС, освоил Ла–7, Як–15, Як–17, МиГ–9. Общий налет составил 1320 часов. С 14 июня 1949 года — в запасе.
Работал проводником на железной дороге.
В конце мая 1951 года зачислен на должность инструктора–летчика 1–го отряда ЦАК им.В.П.Чкалова.
С 1951 по 1956 годы принимал участие в воздушных парадах в дни Воздушного Флота СССР в составе пилотажных групп на самолетах Як–18 и Як–11. За высокие показатели в технике пилотирования при выполнении высшего пилотажа на самолете Як–11 и участие в воздушных парадах был награжден орденом Красной звезды.
В сентябре 1954 года установил мировой рекорд по дальности полета (1990,183 км) на самолете Як–11, после чего ему было присвоено звание «Мастер спорта СССР».
16 июня 1957 год назначен командиром звена 1–го отряда ЦАК им.В.П.Чкалова. На то время он освоил пилотирование 15–ти летательных аппаратов, в том числе вертолет Ми–1Т, и имел общий налет 3470 часов. Его летчиком–инструктором по освоению техники пилотирования вертолета Ми–1Т летчик–испытатель Г.А.Тиняков из ЛИИ МАП.
В июне 1957 года Приказом Министерства авиационной промышленности назначен летчиком–испытателем 3 класса на Ростовский вертолетный завод.
Проводил испытания серийных вертолетов Ми–1А, Ми–1Т, Ми-1М.
В мае 1958 года с вертолетом Ми–1М произошла авария при рулении по причине входа вертолета в земной резонанс. Только мгновенная реакция и грамотные действия, предпринятые Иваном Семеновичем, предотвратили вертолет от полного разрушения.
Погиб 19 декабря 1958 года в испытательном полете на Ми-1М.
В конце декабря 1958 года возникла необходимость завершить программу ресурсных испытаний цельнометаллических лопастей, установленных на вертолете Ми–1М.
19 декабря 1958 года вертолет Ми–1М с цельнометаллическими лопастями несущего винта, пилотируемый И.С.Черновым, взлетел с аэродрома и ушел в зону проведения летных испытаний. Погода желала быть лучшей – туман, температура около нуля. Через некоторое время связь пропала. На поиск был поднят вертолет Ми–1М, пилотируемый К.М.Соловьевым. Поиски привели к месту трагедии. Причина катастрофы – обрыв в полете одной из трех лопастей несущего винта.
За летную деятельность освоил пилотирование более 15 типов летательных аппаратов при общем налете более 6981 часов, в том числе на вертолетах – 3510 часов. Испытал 83 вертолета Ми–1 и их модификации.
Награжден орденом Красного Знамени (14.04.1945), орденом Красной звезды (01.09.1953), медалями.

Источники информации:

  • «Испытатели винтокрылых машин» / А.К.Ермашев, Ростов-на-Дону, 2005 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.