Халявин Алексей Максимович

1918-2002

А.М.Халявин

А.М.Халявин

Заслуженный штурман-испытатель СССР (17.09.1965), полковник (1963).
Родился 23 октября 1918 года на хуторе Чулошников (ныне — в черте села Нижняя Санарка Троицкого района Челябинской области). В 1938 окончил 10 классов школы в Калининском (ныне — Кара-Балтыйском) районе Киргизии, в 1940 — 2 курса химико-технологического института в городе Рубежное (Луганская область, Украина).
В армии с декабря 1940. В 1942 окончил Харьковскую ВАШСБ, в 1943 — Фрунзенскую школу радистов ГВФ, в 1944 — Лётный центр ГВФ (г.Баку), Челябинскую школу штурманов АДД и Лётный Центр АДД (Остафьево).
Участник Великой Отечественной войны: в июле 1944-мае 1945 — штурман корабля 325-го (с августа 1944 — 29-го гвардейского) авиационного полка. Воевал на 2-м Украинском фронте. Совершил 24 боевых вылета на Ли-2 (из них — 3 ночью) в тыл врага и 23 вылета в прифронтовую полосу для доставки грузов и вооружения, эвакуации раненых.
Участник советско-японской войны 1945 в должности командира корабля 29-го гвардейского транспортного авиационного полка (Забайкальский фронт). Совершил 35 вылетов на Ли-2 для переброски грузов и вооружения в прифронтовую полосу.
После войны продолжал службу в военно-транспортной авиации (на Дальнем Востоке).
С августа 1948 по октябрь 1967 — штурман-испытатель ГК НИИ ВВС (5 Управление, 1951-1953 — Управление испытаний техники ВДВ, в 1953-1955 — 4 отдел, с 1955 — 2 отдел, с 1961 — 2 Управление). В 1961-1967 — главный штурман 2-го Управления. Провёл госиспытания Ту-95КМ, Ту-124Ш, Як-28 (1959), Як-28И (1962-1963), Як-28У; госиспытания навигационно-бомбардировочного комплекса «Инициатива-2» на Як-28И, испытания управляемой авиабомбы с инфракрасной головкой наведения на Ту-4; ряд испытательных работ на Ил-14, Ил-28, Ли-2, Ту-16, Ту-95, Ту-104 и их модификациях.
27 октября 1959 года на Як-28 произошло рассоединение топливопровода, после чего экипаж совершил благополучную вынужденную посадку на грунт вне аэродрома.
В 1956 окончил Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (электромеханический факультет). В 1967-1974 — старший научный сотрудник в ЦНИИ-30. С января 1974 — в запасе.
В апреле-октябре 1974 работал старшим диспетчером ГосНИИ ГА, в 1974-1979 — начальником сектора и заместителем начальника отдела Научно-экспериментального центра автоматизированного управления воздушным движением, в 1979-1991 — заместителем начальника отдела в ЦНИИ-30.
Жил в Москве. Умер 12 декабря 2002 года. Похоронен в Москве, на Перепечинском кладбище.
Награждён 2 орденами Красного Знамени (16.10.1957, 7.01.1960), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (197..), 3 орденами Красной Звезды (4.09.1945, 26.10.1955, 9.03.1956), медалями (в том числе — медалью «За отвагу» (31.05.1945)), иностранной медалью.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.