Чумаков Петр Ильич

1950-2008

П.И.Чумаков

П.И.Чумаков

Заслуженный летчик-испытатель РФ (1996), полковник.
Родился 5 января 1950 года в деревне Аниш-Ахпердино Канашского района (Чувашия). После школы работал слесарем-монтажником в Чебоксарском монтажном управлении.
В 1973 году окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков, специальность: пилотирование и эксплуатация летательных аппаратов. Служил в строевых частях ВВС в Читинской области (г.Могоча). С 1980 — командир эскадрильи.
В 1980 г. окончил ЦПЛИ НИИ ВВС. В 1986 году за успешную доводку различных систем вооружения вертолета Ми-24 П.И. Чумаков был награжден медалью им. М.Л.Миля.
С 1987 года — военный летчик-испытатель на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). С 1998 года — ушел в запас в звании полковника.
С 1998 года — на летно-испытательной работе на Казанском вертолетном заводе (КВЗ). В 1998 году обучал пилотов BBC Непала работе в Гималаях с выполнением по­садок на высотах до 5500 м. В 1999 году провел испытания вертолета Ми-17В-5, оборудованного двигателями BK-2500, в высокогорных районах Тибета с посадками на высотах более 5500 м и достижением практического потолка 8000 м. Провел предварительные испытания модификации вертолета «Ансат-2РЦ» (разведчик-целеуказатель) и затем демонстрировал его на одном из МАКСов. Общий налет на вертолетах Ми-24, Ми-8, легких самолетах Як-52, Як-55 и других около 8 тысяч часов, из них — 3,5 тысячи часов летных испытаний.
Погиб 26 октября 2008 года в испытательном полете на Ми-8МТВ.
Вертолет Ми-8МТВ-1 (заводской номер 96721) Казанского вертолетного завода совершал второй после сборки испытательный полет. По заказу московской фирмы на вертолете оборудовали VIP-салон и перебрали двигатель. Полет выполнялся в воскресенье, т.к. заказчик торопил. Через 5-7 минут после взлета с заводского аэродрома на высоте около 300 метров экипаж почувствовал сильный крен. Вертолет внезапно потерял управление. Командир экипажа Петр Чумаков дал команду всем покинуть машину, а сам до последнего мгновения уводил воздушное судно в сторону от домов. В 14:12 часов вертолет пропал с экрана радара. Он упал в пригороде Казани (12 км от города), на окраине села Новая Тура. Спасся лишь второй пилот — 46-летний Ринат Галимов, который на высоте около 70 метров выпрыгнул с парашютом. Но тот до конца не раскрылся, и летчик был госпитализирован с компрессионным переломом позвоночника.
Погибли:

  • Петр Чумаков — командир экипажа (58 лет);
  • Борис Макаренко — штурман (55 лет);
  • Фарид Хуснимарданов — бортинженер (43 года);
  • Максим Иванков — ведущий инженер (34 года).

Техническая комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к однозначному выводу: катастрофа произошла из-за рассоединения системы поперечного управления (по крену) вертолетом (место рассоединения — под полом кабины пилотов, возле ручки управления). При рассоединении системы управления вертолет с горизонтального полета перешел в крен около 60 градусов, затем до 50 градусов, далее — столкновение с землей.
Похоронены члены экипажа на кладбище «Сухая река».
Награжден орденом за «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1991), медалями.

Источники информации:

  • Трагедия в небе Татарстана / Вертолет, №4 2008 /
  • Очевидцы авиакатастрофы под Казанью: «Пилот уводил вертолет подальше от жилых домов» / Известия, 27.10.2008 /

3 комментария

  1. Евгений Лушников:

    С Петром Ильичем летали вместе, когда он был военным испытателем (в военной приемке) и когда он перешел в гражданские испытатели (на завод)-министерство обороны 15 лет не заботилось о подготовке профессиональных летчиков-испытателей для военных представительств, поэтому военный экипаж часто состоял из единственного военного, а остальные все заводские.Петр Ильич, Борис и Фарид — настоящие заводские профессионалы и трудоголики. Любое задание, в любой стране, в любую погоду-и всегда на отлично!!
    Покинуть вертолет в варианте «салон» с такой высоты 3 (трем) членам экипажа конструктивно невозможно- стоит перегородка с узкой дверью, да еще трап надо сбросить, а сиденье бортинженера в варианте вертолета «салон» вообще не предназначено для парашюта.
    В версию завода про болт, которую поддержала техническая комиссия — не верю. При просмотре стоп-кадров видеосъемки сразу после катастрофы видно, что две лопасти несущего винта-целые, хотя главный редуктор вертолета имеет огромную энергию на проворачивание вала и лопасти должны разрушиться-значит вал главного редуктора с лопастями перед столкновением с землей почти не вращался, раз остановился мгновенно. Свидетели в один голос заявляли, что вертолет во время падения гремел и звенел железом(металлический грохот и визг)- после «выпадения болта и потери поперечного управления» вертолет такие звуки не издает.
    По — видимому на высоте 300 метров начались разрушения внутри главного редуктора с падением оборотов несущего винта. Петр Ильич рефлекторно сбросил вниз шаг-газ. Из-за потери оборотов несущего винта стали терять управление и подъемную силу. Вертолет стал резко снижаться и заваливаться на правый бок. Из салона прибежали Борис и Максим узнать ,что случилось.Петр пытается убрать крен и взять шаг — полная потеря управления.Обращается к Ринату за помощью. Дает команду на покидание вертолета. Пытается выбраться сам. Земля.

  2. Аксенов Борис Алексеевич:

    Аксенов Борис Алексеевич,род 1949г.Летчик-испытатель 1 класса,полковник.После окончания Сызранского ВВАУЛ служил в морской авиации на Балтийском флоте.После окончания Центра подготовки летчиков-испытателей(267 Центр,Ахтубинск)в 1980г,был старшим летчиком -испытателем на Казанском вертолетном заводе.Уволился из ВС в 1994г.После увольнения работал летчиком-испытателем,старшим летчиком-испытателем на Казанском вертолетном производственном объединении.В 2003г уволился с предприятия. По настоящее время работает по личным контрактам за рубежом в качестве командира ВС.-

    С Петром Ильичом мы впервые встретились на экзаменах при
    поступлении в Центр подготовки летчиков-испытателей.В нашей группе впоследствии учились Папай Александр,Положенцев Александр, Пухватов Владимир,Олег Антонович,Коротков Виталий,Манаков Геннадий,Чалов Иван,Шатунов Валерий и другие замечательные ребята и будущие высококлассные летчики-испытатели.
    Мы не знали сколько человек из нашей группы будут набирать на курс вертолетчиков,поэтому все волновались,сдавая экзамены.Но почти всех зачислили в слушатели Центра,кроме одного,у которого во время сдачи летного экзамена задрожали коленки на педалях управления,что было негативно отмечено проверяющими инструкторами-испытателями.Петр уже наметил себе цель стать заводским летчиком-испытателем.Он хотел работать в Арсеньеве.Все у него сложилось удачно и после окончания учебы он почти семь лет испытывал вертолеты и спортивные самолеты,выпускаемые этим предприятием.Затем он перевелся в Казань.Надо сказать что это под его влиянием я тоже попросился работать в военной приемке на заводе.После окончания Центра с нами беседовал зам.нач.института по летной работе генерал Петров Вадим Иванович.И хотя в рекомендации было записано,что меня целесообразно использовать в Институте,я попросил его направить меня в распоряжение Министерства Авиационной промышленности.Он объяснил,что ЦПЛИ готовит военных летчиков-испытателей,а так как от них нет запроса,то это в данный момент невозможно. Тогда я попросился в заводские летчики-испытатели,что и было сделано.До этого мы много разговаривали на эту тему с Петром.Оба хотели заниматься исключительно летной работой,оба знали что на заводе такие возможности есть,в отличие от большого армейского коллектива,где существуют и начальники и подчиненные.Да и заводы находятся обычно в приличных городах,что тоже имело немаловажное значение после службы в отдаленных гарнизонах.Выбор был сделан.Мы вместе работали в военной приемке Казанского вертолетного завода, затем сначала я перешел в гражданские летчики-испытатели,а затем и Петр.Он хотел летать до тех пор пока позволит здоровье.Тем более работа гражданским испытателем более разнообразна.В Казань перевелся и Витя Коротков на соседний самолетный завод.Так получилось,что мы подружились еще в Центре, и вот снова встретились в одном городе.Если честно,то я не видел человека,более настроенного на работу,чем Петр.Частые командировки,работа по выходным, а он так никуда и не выбирался отдыхать,кроме поездок в Канаш к родственникам.Он любил летную работу,жаль,что это в прошедшем времени.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *