Филиппов Владимир Николаевич

1892-1926

В.Н.Филиппов

В.Н.Филиппов

Летчик-испытатель.
Родился 28 ноября 1892 года.
Участник Первой Мировой войны, летчиком морской авиации воевал в районе Моонзундского архипелага. Участвовал в Гражданской войне на стороне советской власти.
Был на летно-испытательной работе в НОА (НИИ ВВС). Проводил контрольные испытания Ю-21 на Научно-опытном аэродроме (НОА), заводские испытания Р-3 (АНТ-3; 1925 г), испытания ИЛ-400бис (10.1924).
Заведующий ЛИС Опытного отдела авиазавода №1. Выполнил первый полет и провел испытания МР-1 (19.10.1925), ИЛ-3 (И-1) (1926), 2ИН-1 (02.1926), УБ-3 (14.03.1926).
Погиб 31 марта 1926 г. при выполнении испытательного полёта на 2И-Н1 (ДИ-1) конструкции Н.Н.Поликарпова вместе В.В.Михайловым.
По воспоминаниям М.М.Громова: «Всегда щеголевато одетый, интересный, с золотым браслетом на руке, но… убежденный в своих способностях больше языком, чем делом, Филиппов летал хорошо, но скромно. На Ю-21 он делал отдельные фигуры высшего пилотажа, отделенные одна от другой длительными промежутками простого горизонтального полета.
Прошло немного времени после испытаний Ю-21. В.Н.Филиппов «обворожил» Н.Н.Поликарпова, и тот предложил ему испытания нового самолета — двухместного истребителя (имеется в виду 2И-Н1 или ДИ-1). На мерном километре на высоте 50 метров при измерении максимальной скорости сорвало полотно (точнее — фанеру) с крыльев самолета. В.Н.Филиппов и хронометражист В.Е.Михайлов погибли. Дело в том, что до этого случая расчеты конструкторов никто не проверял. После этой же катастрофы было издано специальное правительственное постановления, обязывающее всех конструкторов проходить проверку расчетов самолета в ЦАГИ».
Историк советской авиации В.Б.Шавров так описывает произошедшее: «На девятом полете 31 марта 1926 г. произошла катастрофа. В это день производился окончательный замер скоростей самолета на мерном километре (мерной километровой базе) на Центральном аэродроме. Летчик-испытатель В.Н.Филиппов и хронометражист В.В.Михайлов уже успели сделать несколько заходов. В очередном заходе перед выходом на мерный километр Филиппов выполнил некоторое снижение с целью немного разогнать самолет и пройти километр с наибольшей скоростью в горизонтальном полете на высоте 100 м от земли (такой прием в те времена допускался). При выходе на мерную базу скорость достигла 300 км/час. Внезапно над верхним крылом поднялось как бы облачко и крыло точно взорвалось — это произошел срыв его фанерной обшивки сначала с верхней стороны крыла, потом с нижней. За верхним крылом разрушилось нижнее правое крыло и самолет, пройдя еще метров пятьсот, упал на землю. Экипаж погиб. Причиной катастрофы оказалось плохое крепление фанерной обшивки к рейкам нервюр — в ряде мест столярный клей не пристал, а часть гвоздей прошла мимо реек.
…Как выяснилось, в крыльях не были сделаны отверстия (простые проколы шилом) для выхода воздуха при подъеме на высоту, то есть для выравнивания давления внутри крыла с атмосферным. В предыдущем полете и как раз в последнем из них обшивка могла несколько вспучиться и отставание ее от нервюр еще более усилиться. Отсос фанеры на максимальной скорости довершил все.
Так из-за производственного дефекта погибли люди и этот замечательный самолет.»
Поистине роковое происшествие потрясло всех создателей самолета, надолго выбило весь конструкторский коллектив из привычного режима работы.
Дело о катастрофе 2И-Н1 было передано в Верховный Суд СССР, где оно продолжало разбираться и в течении всего 1927 г. Подобно тлеющему фитилю, дело теплилось и докатилось до 1928-го, когда под предлогом обострения классовой борьбы были развернуты массовые репрессии против работников промышленности и производства. Арестовали многих участников создания 2И-Н1, в том числе Поликарпова.

Источники информации:

  • На земле и в небе. / М.М. Громов, «Печатный двор». Жуковский, 1999 /
  • Элегантный неудачник (истребитель И-3). / М. Маслов, «Авиамастер» № 3/1999 г. /
  • «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» / В.Б. Шавров. Москва, «Машиностроение», 1986 /
  • «Самолеты Н.Н.Поликарпова» / В.П.Иванов. М.:, «РусАвиа», 2004 /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *