Константинов Виктор Семенович

1939-1970

В.С.Константинов
В.С.Константинов

Летчик-испытатель 3-го класса (1968), лейтенант запаса, почетный мастер спорта СССР (1965).
Родился 17 июля 1939 года в городе Спасск-Дальний Приморского края. Детство и юность провел в городе Калининград.
В 1957 окончил Казанский аэроклуб, в 1962 — Казанский авиационный институт. До 1966 работал в ЛИИ ведущим инженером. Был членом сборной СССР по высшему пилотажу.
Среднего роста, с великолепной мускулатурой, спокойный, улыбчивый парень, Виктор прекрасно пилотировал спортивные самолеты, был грамотным инженером и очень настойчивым, по выражению Б.А.Орлова, «упертым» человеком.
В 1967 окончил школу летчиков-испытателей.
С ноября 1967 — на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел ряд испытательных работ на самолетах-истребителях по тематике института.
Б.А.Орлов вспоминает: «Очень скоро о нем заговорили, стали поручать серьезные задания, в том числе разные штопорные дела, показной пилотаж над аэродромом и другое.
Все это было бы отлично, если б его не стали сильно нахваливать с очевидной целью кому-то досадить — в ЛИИ, как случается в летных коллективах, взаимоотношения между некоторыми летчиками были не совсем безоблачными, если не сказать хуже: Казалось бы, что чужие дрязги не должны были иметь какое-либо значение для Виктора, но, когда говорят молодому испытателю, что он «утрет нос» другому, несравнимо более опытному, можно малость и загордиться, почувствовать себя и в самом деле все умеющим и могущим… Я присутствовал однажды при таком разговоре и как-то мне было не по себе… К чести Константинова, он внешне никак не проявлял своих чувств, оставался приветливым и ровным в отношениях, но я знал его достаточно хорошо, у нас были общие друзья, мы иногда вместе проводили свободное время, и я видел, что Виктор внутренне несколько изменился, стал как бы более доволен собой.
Безусловно, все это способствовало тому, что Константинов сделал то, чего никогда не сделал бы, будучи к себе более критичен.»
Погиб 28 июля 1970 года при выполнении полета на МиГ-21И.
По воспоминаниям очевидца, заслуженного летчика-испытателя А.А.Щербакова, в то время в ЛИИ отрабатывали элементы высшего пилотажа на самолете МиГ-21 для показа на Парижском авиасалоне в аэропорту Бурже. Константинов в совершенстве отрепетировал на самолете МиГ-21 эффектный номер, заключающийся в выполнении на истребителе «петли» на малой высоте, заканчивающейся «полубочкой» и полетом над землей на боку. Он многократно выполнял его на самолете МиГ-21 и довел все свои действия до автоматизма.
Получив разрешение на полет на аналоге и выполнив полученное задание, Константинов решил повторить свой коронный номер на экспериментальном самолете, но летчик не учел различий в пилотажных свойствах серийного истребителя и экспериментального самолета. А они были весьма существенны, тем более что на первом самолете МиГ-21И система управления была модифицирована таким образом, что отклонение ручки вперед создавало больший, чем обычно, момент на пикирование. В результате, сделав «петлю» и «полубочку» и привычно сильно отклонив ручку от себя, чтобы сбалансировать самолет, летчик создал очень большую отрицательную перегрузку, которая травмировала его. Действия летчика стали бессознательными. Аналог свечой взмыл верх и, потеряв скорость, стал плашмя падать вниз. Виктор катапультировался, но высоты для нормального срабатывания системы спасения не хватило, и он упал на землю, даже не отделившись от сидения.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Источники информации:

Помогали:

  • С.С.Еремин

Оставьте комментарий