1938-1977
Лётчик-испытатель 2-го класса (1974), майор.
Родился 21 апреля 1938 года в селе Золотуха Харабалинского района Астраханской области.
С 1955 жил в Куйбышеве (ныне — Самара). Работал токарем на авиазаводе. В 1956 окончил Куйбышевский аэроклуб.
В армии с 1956 года. В 1957 окончил Грозненское ВАШПОЛ, в 1959 — Армавирское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1965 — в запасе.
В 1967 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С октября 1967 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1970 при проведении испытаний МиГ-23 на прочность катапультировался и получил тяжёлые ранения. Сложные переломы обеих ног надолго привязали его к постели. Какие только светила науки ни лечили его. Но началось воспаление костной ткани с гнойными свищами в местах переломов.
За лечение Мамонтова взялся Илизаров, еще не признаваемый столпами отечественной медицины в те годы, но уже признанный за рубежом. На самолете в Курган увозили смятого жизнью немолодого человека, а вернулся — молодой да неженатый, улыбчивый и ровный, прежний. Вернулся проходить врачебную летную комиссию.
К лётно-испытательной работе вернулся в 1973 году. Врачи допустили его вначале только на транспортные самолеты. Но добился Мамонтов своего — врачи разрешили полеты на истребителях с двойным управлением.
Провёл цикл лётных испытаний на прочность самолётов МиГ-23 и Су-7; исследования на Су-7ЛЛ вопросов устойчивости и управляемости; ряд других испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
Погиб 3 июня 1977 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-23УБ. В полете проводилась оценка нового пилотажного прибора. А.И.Лысенко, ведущий летчик-испытатель по данной программе, был в кабине инструктора, в кабине летчика находился Геннадий Владимирович Мамонтов, летчик-испытатель облета.
Пришли в пилотажную зону. Короткий пилотаж, чтобы Мамонтову получше освоиться с прибором.
— Присмотрелся?
— Готов, Саша.
— Поехали. А ну-ка: Бери управление! Хорошо! Бери теперь! Хорошо!
— А изюм будет?
— Будет. — отвечает Саша, увеличивая обороты до максимальных для набора высоты, одновременно контролируя свое место в зоне.
— Ну, что-то серьезное будет, — говорит уважительно с настроением на борьбу Мамонтов.
— Изюм будет. Бери!
Тяжело тянутся секунды:
— Ну!
Время побежало.
— Ну! Открываю шторку!
Время уже летит, а с ним неудержимо нависает, настигает судьба:
— Ручку! Ручку отдай!
Ребята сорвались в штопор. Но под ними был город. Прыгать нельзя! Остановили вращение: самолет опустил нос, разгоняясь, да так с большим углом пикирования вошел в землю за окраиной городка.
Судьба накрыла их черным своим крылом на окраине старого русского городка Егорьевска, возле кирпичного завода, а уж если совсем точно, то на краю заполнившегося водой котлована, из которого когда-то брали для завода глину. Рядом русские березы, разросшиеся кусты, тропинка вокруг озерца, да неприметная дорожка в поле…
Мамонтов жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён медалями.
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Страстная неделя / Л.С.Попов, М.:Издательский дом «Авиация и космонавтика»; Агенство «Кречет», 1995 /
Помогали:
- С.С.Еремин
- Ю.Трегубов
Вечная память героям!
МиГ-23 — ненадежный самолет. Не даром его летчики не любят.
Не надо говорить о том, о чем не имеешь понятия.Пролетал 10 лет на МиГ-23М(МЛ), ни одного серьезного отказа.