Вахрушев Михаил Павлович

1901-1938

М.Н.Вахрушев

М.Н.Вахрушев

Лётчик-испытатель, военинженер 2-го ранга (1938).
Родился 27 (14 — ст.ст.) сентября 1901 года в селе Большая Соснова ныне Пермской области. В 1914 окончил начальную школу, в 1917 – реальное училище. В 1917 жил в городе Пермь, работал посыльным на электростанции, рулевым на катере, переписчиком. В 1918 окончил 1 курс техникума сельхозмашиностроения в городе Очер ныне Пермской области. Работал инструктором по хлебной монополии земельного отдела Оханского уезда (Пермская область).
В армии с марта 1919. Участник гражданской войны: в марте-мае 1919 – красноармеец 2-й Челябинской батареи; в мае 1919-апреле 1920 – телефонист батальона связи 30-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях против Колчака на Восточном фронте. В 1920-1922 был на территории Дальневосточной республики (она не входила в состав РСФСР).
Вновь в РККА с января 1922. В 1923 окончил Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, в 1924 – Борисоглебскую ВАШЛ, в 1925 – Московскую высшую авиашколу и Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя. До 1931 служил в строевых частях ВВС (Московский ВО и Белорусский ВО).
В 1927 окончил курсы начальников артиллерийских частей при Высшей военной авиашколе воздушного боя, в 1931 – КУНС при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (строевой отдел), в 1937 – Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского (инженерный факультет).
С февраля 1938 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл ряд испытательных работ на И-16.
Погиб 10 сентября 1938 года на японском самолёте И-95 при выполнении показательного воздушного боя с И-15 (лётчик А.Г.Кубышкин).
Командование НИИ ВВС организовало показательный воздушный бой между И-15 и трофейным японским Накадзима И-95. Летчиком советского самолета назначили А.Г.Кубышкина, а японского – М.П.Вахрушева. На Щелковском аэродроме находились Народный комиссар обороны Ворошилов и высшее командование ВВС.
Уже на 6-й минуте Кубышкину удалось зайти в хвост И-95 и “сбить” его на крутом вираже. Зрители аплодировали. Но… в последний момент Вахрушев, чтобы избежать поражения, принял роковое решение: перевел машину на критический режим, в результате чего И-95 сорвался в штопор. А высота оказалась слишком малой. Самолет упал в лес на краю аэродрома. Воздух потряс глухой взрыв.
Ворошилов, выразив генералу А.И.Филину, начальнику НИИ ВВС, сдержанное соболезнование, приказал разобраться в случившемся и уехал. Срочно была создана комиссия для расследования причин катастрофы.
Жил на станции Чкаловская (ныне – в черте города Щёлково) Московской области.
Награждён медалью.

Источники информации:

Помогали:

  • А.А.Симонов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *