Оппман Евгений Максимилианович

1883-1938

Е.М.Оппман

Е.М.Оппман

Воздухоплаватель-дирижаблист.
Родился в 1883 году.
Будучи инженерным офицером, принимал участие в русско-японской войне в составе саперной части. В 1908 году окончил Учебный воздухоплавательный парк и направлен в Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение. С 1910 по 1916 год летал помощником командира дирижабля «Клеман-Баяр» и командиром – на «Зодиаке». Это были воздушные корабли из числа 4-х закупленных перед войной во Франции дирижаблей. С «Зодиака» бомбил вражескую крепость Перемышль, что вошло в историю Первой мировой войны. В 1917-м избран командиром воздухоплавательного дивизиона.
После демобилизации Оппману пришлось работать в цинкографии журнала «Огонек». В 1929 году его пригласили на должность командира-инструктора строящегося дирижабля «Комсомольская правда». Подвижный, энергичный, как ни странно, без следа военной выправки, мягкий в обращении, он относился к дирижаблю нежно, знал все его повадки, все особенности каждого его элемента. Сам точный в работе, он невольно вызывал и у других такое же отношение. Ясно и наглядно раскрывал перед ними всю суть нового, пока еще известного им только в теории, необыкновенно увлекательного дирижабельного дела. Местом окончательной сборки дирижабля «КП» был уже «обжитый» овраг в Кунцево. Пробный полет совершили 29.08.1930, за 18 минут облетев подмосковное село Крылатское, железнодорожную станцию Кунцево и возвратясь к месту старта.
В дальнейшем Е.М.Оппман был испытателем практически всех построенных в нашей стране дирижаблей, пик общественного интереса к которым пришелся на тридцатые годы. Обучал пилотов-дирижаблистов.
Погиб 6 августа 1938 года при катастрофе дирижабля «СССР В-10» из-за разрыва прорезиненной оболочки. Произошло это в самый разгар массовых арестов в «Дирижаблестрое» и скорых судов «особых совещаний», волна которых прокатилась после гибели 5 февраля того же года самого крупного советского дирижабля В-6, направлявшегося к дрейфующей станции Папанина и столкнувшегося с горой в районе Кандалакши (погибло 13 воздухоплавателей).
На сей раз катастрофа явилась следствием небрежного наземного обслуживания воздушного корабля. Перед полетом не были сняты заглушки с выпускных клапанов, в результате чего расширившийся под воздействием солнечных лучей водород не мог выходить из оболочки, и его давление достигло разрушающей величины. Вместе с Е.М.Оппманом погибло 5 (по другим данным, 9) членов команды.
Последовала новая волна арестов «саботажников и диверсантов», а с весны 1940 года, после знаменитого секретного совещания в Кремле, проведенного И.В.Сталиным с почти полностью замененным директорским корпусом «оборонки», строительство и эксплуатация дирижаблей в Советском Союзе полностью прекращаются.
Е.М.Оппман похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Источники информации:

  • На заре русской авиации и практической космонавтики / В.Лавренец, МБОФ «Победа – 1945 год». Издательство «Центр». Москва. 2003. /
  • Сборник «ХХ век. Хроника необъяснимого. От катастрофы к катастрофе» / Н.Непомнящий, М.Курушин. Олимп, ООО Фирма «Издательство «АСТ», Москва, 1998 /
  • И опять мы в небе / В. Бороздин. «Молодая гвардия», Москва, 1990 /
  • Голубая мечта столетий / Ю.С.Бойко, В.А.Турьян. «Машиностроение», Москва, 1991 /
  • …И сказал товарищ Сталин: «Перевозка воздуха сейчас не актуальна» / М.Руденко. Газета «Труд» /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *