Татулов Михаил Яковлевич

1922-1953

Лётчик-испытатель 4-го класса, младший лейтенант.
Родился 17 ноября 1922 года в городе Саратов. В 1940 окончил Саратовский аэроклуб, был в нём лётчиком-инструктором.
В армии с 1942. В 1942 окончил Саратовскую ВАШЛ, до 1943 был в ней лётчиком-инструктором. В 1944 окончил Высшую офицерскую школу воздушного боя (г.Люберцы).
Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1944-мае 1945 — лётчик 872-го штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт).
С 1945 — в запасе. В 1946-1947 — пилот ГВФ. В 1947-1948 — лётчик Гидрометеослужбы. В 1949 окончил Бугурусланскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1949-1950- пилот ГВФ.
В 1950-1951 — лётчик-испытатель а/завода №168 (г.Ростов-на-Дону); испытывал серийные планеры Як-14.
С июля по сентябрь 1951 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в проведении испытательных работ на самолётах по тематике института.
С 1951 — вновь лётчик-испытатель а/завода №168 (г.Ростов-на-Дону); испытывал серийные Ил-10М, планеры Як-14.
Погиб 30 декабря 1953 года в испытательном полёте на Ил-10М.
Жил в городе Ростов-на-Дону. Награждён медалями.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /

4 responses to “Татулов Михаил Яковлевич

  1. Яна Гавриленко

    Спасибо за предоставленную информацию о брате моей бабушки.

    • Михаил Юрьевич

      Кажется, я смогу показать его могилу на Братском кладбище г.Ростова на Дону.
      Она скоро исчезнет совсем!
      С ним похоронен второй летчик — Недотопа…

      • Добрый день, спасибо за ответ, а что сейчас происходит с могилами? мы несколько лет назад находили ее в Ростове. Со мной можно связаться по эл почте yanafille@list.ru.

  2. Михаил Юрьевич

    «Роствертол» восстановил памятник погибшим летчикам-испытателям
    04.05.2018 / Ростов-на-Дону
    Совет ветеранов ПАО «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) восстановил памятник испытателям-фронтовикам на Братском кладбище города Ростова-на-Дону. 4 мая состоялось торжественное открытие нового мемориала.

    Предприятие большое внимание уделяет истории предприятия, тем людям, которые посвятили свою жизнь созданию и возрождению завода после Великой Отечественной войны.

    «У нас были прекрасные предшественники, создававшие славу предприятия и отдавшие жизни за безопасность других людей. Светлая память о таких людях, как М.Я. Татулов и С.А. Надопта должна жить в сердцах тех, кто сегодня производит в Ростове винтокрылые машины!» – отметил председатель Совета ветеранов «Роствертола» Сергей Павленко.

    В период «самолётной эпохи», в 1952-1954 годах, на предприятии производился штурмовик Ил-10М, который являлся модернизацией штурмовика Ил-2, прославившегося в годы Великой Отечественной войны под названием «Летающий танк». 30 декабря 1953 года при лётных испытаниях этого самолёта произошёл трагический случай. Машина разбилась, и экипаж в составе лётчика Михаила Татулова и бортмеханика Степана Надопты погиб.

    М.Я. Татулов — 1922 года рождения. В 1940 году окончил Саратовский аэроклуб, после чего стал лётчиком-инструтором, а затем в 1944 году окончил Высшую офицерскую школу воздушного боя. Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденами Боевого Красного Знамени, «Отечественной войны» ІІ степени, медалями.
    В 1946-1948 годах Михаил Яковлевич работал пилотом гражданского воздушного флота СССР.В 1949 году окончил Бугурусланскую школу высшей лётной подготовки.

    На ростовском заводе М.Я. Татулов работал лётчиком-испытателем с 1950 года. Испытывал серийные транспортно-десантные планеры ЯК-14 и самолёты-штурмовики Ил-10М. Он был активным членом комитета комсомола завода, организовал конноспортивную секцию, в распоряжении которой было десять лошадей, подаренных заводу сыном И.В. Сталина Василием, возглавлявшим тогда Центральный комитет ДОСААФ СССР.

    Степан Антонович Надопта родился в 1919 году. В 1940 году окончил школу младших авиационных специалистов. Также участник Великой Отечественной войны. Служил авиационным механиком в истребительных полках с 1941 года по 1945 год. Награждён орденом «Отечественной войны» II степени и медалями.

    На авиазаводе с 1947 года Степан Антонович участвовал в проведении наземных и лётных испытаний серийных учебно-тренировочных самолётов Ут-2М ПО-2, транспортно-десантных планеров Як-14 и самолётов-штурмовиков Ил-10М.

    http://www.russianhelicopters.aero/ru/rostvertol/news/12908.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *