Тютерев Анатолий Михайлович

1914 — 1951

А.М.Тютерев

А.М.Тютерев

Лётчик-испытатель 2-го класса (1950).
Родился в 1914 году в селе Верхнее Мячково ныне Раменского района Московской области. Работал на Раменской ткацкой фабрике. В 1930 окончил электротехникум. До 1933 работал сварщиком на заводе, железнодорожном депо. В 1935 окончил 4 курса МВТУ. С 1935 работал в ЦАГИ конструктором, ведущим инженером. В 1937 окончил Бауманский аэроклуб г.Москвы.
В 1941 — ведущий инженер и лётчик ЛИИ.
В 1941-1943 — лётчик и ведущий инженер Новосибирского филиала ЛИИ.
В 1943-1944 — лётчик-испытатель Новосибирского Филиала ЦАГИ. Одновременно в 1943-1944 испытывал серийные Як-7 и Як-9 на авиазаводе №153 (г.Новосибирск).
В 1944-1945 — лётчик-испытатель авиазавода №153; испытывал серийные Як-9.
В 1946-1949 — ведущий инженер ЛИИ.
В 1950 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ.
С апреля 1949 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в испытательных полётах на Ил-10, Ла-11, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, Ту-2, Ту-4, Як-15 по тематике института. В 1949-1950 провёл большой объём работ по исследованию устойчивости управляемости и манёвренности МиГ-15 на околозвуковых, звуковых и сверхзвуковых скоростях полёта. При выполнении этих полётов 18 октября 1949 года первым в ЛИИ преодолел звуковой барьер.
Погиб 6 января 1951 года в испытательном полёте на самолёте МиГ-15.
В этот день в 14:26 с аэродрома ЛИИ (г.Жуковский) для проведения испытательного полёта взлетел МиГ-15. Практически сразу после взлёта с пилотом прекратилась радиосвязь. Вскоре было получено сообщение, что в 9 км от аэродрома, недалеко от деревни Еганово обнаружено место падения.
Для расследования причин катастрофы была создана комиссия во главе с М.М.Громовым, которая установила, что учитывая хорошую подготовленность лётчика и нормальные метеоусловия для визуального полёта, наиболее вероятной причиной катастрофы является отказ двигателя, заставивший лётчика прекратить полёт и в связи с малой высотой (100-150 метров) попытаться совершить посадку непосредственно перед собой на сильно пересечённую местность. При попытке посадки самолёт взорвался, лётчик погиб. Сильное разрушение самолёта и двигателя не позволило комиссии установить непосредственные причины отказа двигателя.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (г.Москва).
Награждён орденом Красной Звезды (29.04.1944), медалью.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Публикация А.Тютерева / Facebook /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.