Терский Владимир Иванович

1932-2019

В.И.Терский
В.И.Терский

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1977), мастер спорта СССР международного класса (1985), старший лейтенант запаса (1971).
Родился 21 декабря 1932 года в селе Новоалексеевское ныне Белоречен­ского района Краснодарского края.
В 1955 окончил Московский авиационный институт. Парал­лельно с учёбой в институте в 1954 окончил аэроклуб МАИ, летал в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова. В 1954-1957 работал инженером-конструктором на заводе №34 в городе Красногорск Московской области.
В 1959 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С августа 1959 по февраль 1995 — лётчик-испытатель ОКБ О.К.Антонова. Поднял в небо и провёл испытания Ан-22 «Антей» (27.02.1965; 2-й пилот), Ан-14М (30.04.1969), Ан-28 (29.01. 1973), Ан-72 (31.08.1977), Ан-124 «Руслан» (24.12.1982), головного Ан-28 польского авиазавода (22.07.1984), Ан-32П (16.02.1993; 2-й пилот). Провёл испытания Ан-28, Ан-72 и Ан-124 на критических режимах, а также испытания Ан-8 (1960; 2-й пилот); испытания Ан-10 и Ан-24 на больших углах (вторым пилотом).
Установил 51 мировой авиационный рекорд (из них 28 — в качестве второго пилота): в 1961 — 1 рекорд скорости на самолёте Ан-10А, в 1966 и 1967 — 27 рекордов грузоподъёмности на самолёте Ан-22, в 1985 — 21 рекорд грузоподъёмности на самолёте Ан-124, в 1987 — 2 рекорда дальности на самолёте Ан-124. Неоднократно участвовал в авиационных выставках в Ле Бурже, Фарнборо, Ганновере, Сингапуре и выполнял демонстрационные полеты в различных странах мира.
10 февраля 1995 года экипаж Терского на Ан-72 сопровождал в полете Ан-70. На высоте 3000 метров С.В.Максимов, командир экипажа Ан-70, передал, что его машина потеряла управление. По словам Терского: «Его бросило сначала вправо, потом влево — в нашу сторону, затем самолет Максимова вообще скрылся из виду. А после этого мы почувствовали удар сзади. И я увидел, как Ан-70 прошел вперед и упал на расстоянии двух-трех километров от нас. Гибель экипажа Ан-70 тогда списали на столкновение с моим самолетом. Но нашлись честные люди, которые показали мне доказательства того, что причиной аварии было не столкновение. Оно — лишь следствие полной потери управления.»
Ан-72 серьезно пострадал от столкновения: не было закрылка, шасси при посадке вышли не полностью. Тем не менее Терский сумел долететь и посадить самолет на аэродром «Гостомель». Вскоре он вышел на пенсию, поскольку был совершенно не согласен с официальными результатами расследования этой катастрофы, в которых вина была возложена на экипажи самолетов.
Общий налет 10663 часа, из них испытательный 5366 часов.
Жил в Киеве. Умер 24 марта 2019 года.
Награждён орденами Ленина (25.03.1974), «Знак Почёта» (10.08.1967), медалями. Государственная премия Украины.

Источники информации:

  • Крыпья Антонова / В.Я.Ткаченко, Киев, 2005 /
  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • “Всю жизнь я намеренно рисковал” / Бизнес №30 (445), 23 июля 2001 /
  • Катастрофа / Зеркало недели № 33 (46) 19-25 августа 1995 /

2 комментария к “Терский Владимир Иванович”

  1. В. И. Терский — это образец человека и испытателя. А скорее исследователя.
    Всегда спокойный, доброжелательный. Ни капли высокомерия. Очень грамотный как инженер и добросовестный летчик. В том смысле, что все испытательные режимы выполнял тщательно, со знанием дела.
    Опыт испытаний у него огромный. Он был безотказный, поэтому: Ан-14, Ан-22, Ан-26, Ан-28 (высокогорье и жара), Ан-72 (отдал половину жизни), Ан-32П, Ан-124 (все на нем). Его любили молодые летчики, поскольку он был настоящим наставником.
    Как профессионал, он подписал заключение комиссии по катастрофе Ан-72 в Ленске, в котором было много нареканий к подготовке кадров на фирме. В результате он попадает в немилость к Генеральному. Здесь уже ничего не прощалось.

    Ответить
  2. Навсегда остался в моем сердце, как ЧЕЛОВЕК. Познакомились совершенно случайно в городе Жуковский, где Он проводил испытания Ан-124. Разговорились. Узнав,что Я лётчик-испытатель,с определенным опытом работы,что у Меня семья,двое детей и нет жилья, предложил помочь устроиться в КБ Антонова и все сделал, чтобы меня взяли. Но дальше все не сложилось- меня не отпустили из Министерства, где Я работал. Оказалось, что были определенные планы и Я вырос до Руководителя летно-испытательного предприятия,где Я работал. Памятник о Владимире навсегда сохранится в нашей семье.

    Ответить

Оставьте комментарий