Максимов Сергей Васильевич

1948-1995

С.В.Максимов

С.В.Максимов

Лётчик-испытатель 1-го класса, капитан.
Родился 10 ноября 1948 года в городе Чернигов. Детство и юность провёл в городе Новая Ладога Ленинградской области.
В армии с августа 1966. В 1970 окончил Черниговское ВВАУЛ.
Служил в строевых частях ВВС (ГСВГ). С января 1976 – в запасе.
В 1977 окончил Школу лётчиков-испытателей (инструктор – В.Д.Гордеев).
С июня 1977 – на лётно-испытательной работе в ОКБ О.К.Антонова, шеф пилот ОКБ. Поднял в небо (16.12.1994) и провёл испытания Ан-70. Участвовал в испытаниях Ан-28, Ан-71, Ан-72, Ан-74.
В 1983 установил 9 мировых авиационных рекордов высоты и грузоподъёмности (из них 6 – вторым пилотом) на самолёте Ан-72.
Общий налет 8393 часа, из них — испытательный 3393 часа.
Погиб 10 февраля 1995 года при выполнении испытательного полёта на Ан-70.
Уже по завершении программы четвертого испытательного полета Максимов попросил командира сопровождавшего его самолета Ан-72 летчика-испытателя В.И.Терского зайти сверху и понаблюдать за работой закрылков. И тут произошло столкновение. Подойдя справа снизу и сзади к самолету сопровождения, Ан-70 килем ударил по его фюзеляжу в районе аварийного люка.
Затем килем и левой половиной разрушил правый закрылок и помял обтекатель шасси Ан-72. От удара у Ан-70 оторвалась левая половина стабилизатора и часть киля. Неуправляемая опытная машина на высоте 3000 метров вошла в глубокое скольжение и, перейдя в пикирование почти отвесно упала на землю. «Черный ящик» сохранил слова командира экипажа Сергея Максимова. Последнее, что он произнес: «Мы падаем». В пикировании никто из летчиков не смог добраться до специальной трубы, через которую происходит эвакуация экипажа.
Погибли:

  • С.В.Максимов — командир экипажа
  • В.Г.Лысенко — 2 пилот
  • В.Ф.Непочатых — штурман
  • П.Ю.Скотников — бортинженер
  • А.И.Кострыкин
  • М.Н.Березюк — ведущий инженер
  • А.В.Горельцев

Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.И.Терский с трудом посадил поврежденный в столкновении Ан-72 на аэродроме в Гостомеле.
Для расследования катастрофы была создана государственная комиссия под руководством вице-премьера и министра обороны Украины Валерия Шмарова. В комиссию впервые были включены представители России.
О причинах столкновения выдвигались разные предположения — и неполадки органов управления на борту Ан-70, и попадание Ан-72 в спутный след или завихрение от Ан-70. Тем не менее после расшифровки данных бортовых рекордеров («черных ящиков») и анализа сопутствующей информации специалисты пришли к выводу, что техника в данном случае оказалась «на высоте». Все бортовые системы работали нормально. Причиной же катастрофы стало маневрирование обоих самолетов в непосредственной близости друг от друга, в результате чего Ан-72 и Ан-70 столкнулись, и последний «потерял киль». Официальный же вердикт госкомиссии таков: «Потеря визуального контакта при выполнении маневров без ведения взаимного радиообмена и несвоевременные действия экипажей по предотвращению столкновения». Иными словами, произошла «ошибка пилотирования».
После катастрофы на антоновской «фирме» состояние было близким к шоковому: это уже шестая катастрофа за последние четыре года, в которых погибли 34 летчика-испытателя. Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова Петр Балабуев после случившегося даже собирался подать в отставку.
Однако уже через три дня после катастрофы Балабуев заявил, что АНТК приступает к постройке второго экземпляра Ан-70. Вторая машина поднялась в воздух 24 апреля 1997 года.
Максимов жил в Киеве. Похоронен в Киеве, на Берковецком кладбище.
Награждён медалью.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Катастрофа самолета ХХI века: сближение в воздухе или разрыв связей на земле? / С.Лесков, Известия (Москва).- 23.02.1995 /
  • Установлены причины катастрофы Ан-70 под Киевом / И.Двинский, «Сегодня» (Москва).- 06.03.1995 /
  • Все самолеты О.К.Антонова. / Н.В.Якубович, — М: ООО «Издательство АСТ», 2001 /
  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, — Киев: Издательство «КВЩ». — 2005 /

Помогали:

Мировые авиационные рекорды С.В.Максимова:

1 3.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта (13.440 м) Командир экипажа – С.В.Максимов,
2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
2 3.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота горизонтального полёта (12.980 м) Командир экипажа –
М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
3 3.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 1.000 кг (12.400 м) Командир экипажа
– С.В.Максимов, 2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
4 4.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта с грузом 1.000 кг (13.080 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
5 14.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 2.000 кг (12.270 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
6 15.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта с грузом 2.000 кг (13.090 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
7 17.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Максимальный груз, поднятый на высоту 2.000 м (3.528 кг)
Командир экипажа – М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
8 18.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 5.000 кг (11.380 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
9 18.11.1983 Ан-72 C-1-k,
гр. III
Максимальный груз, поднятый на высоту 2.000 м (8.064 кг)
Командир экипажа – С.В.Максимов, 2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
  • Класс C-1-j – сухопутные самолёты с взлётным весом от 20.000 до 25.000 кг.
  • Класс C-1-k – сухопутные самолёты с взлётным весом от 25.000 до 35.000 кг.
  • Группа III – летательные аппараты с турбореактивными двигателями.

2 responses to “Максимов Сергей Васильевич

  1. Раиса Чуднова

    Сережа был необыкновенно обоятельным человеком.Любил жизнь,друзей.Около него всегда происходили разные истории.
    Очень ранимым был Сережа.Такие люди редко рождаются.Я счастлива что была близко знакома с ним.За Терского он хлопотал у руководства,что бы его оставили на летной работе.Еслибы у меня был писательский талант — я бы написала о Сереже книгу,там было бы много интересного,порой смешного…

  2. К сожалению,в раздел «Мировые авиационные рекорды С.В.Максимова» закралась досадная ошибка.Бортинженера Медведеву зовут Тамара Лукинична. Это достоверная информация.Я лично с ней знакома. И видела фото,снятые во время данных испытаний, где они запечатлены втроем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *