Максимов Сергей Васильевич

1948-1995

С.В.Максимов

С.В.Максимов

Лётчик-испытатель 1-го класса, капитан.
Родился 10 ноября 1948 года в городе Чернигов. Детство и юность провёл в городе Новая Ладога Ленинградской области.
В армии с августа 1966. В 1970 окончил Черниговское ВВАУЛ.
Служил в строевых частях ВВС (ГСВГ). С января 1976 – в запасе.
В 1977 окончил Школу лётчиков-испытателей (инструктор – В.Д.Гордеев).
С июня 1977 – на лётно-испытательной работе в ОКБ О.К.Антонова, шеф пилот ОКБ. Поднял в небо (16.12.1994) и провёл испытания Ан-70. Участвовал в испытаниях Ан-28, Ан-71, Ан-72, Ан-74.
В 1983 установил 9 мировых авиационных рекордов высоты и грузоподъёмности (из них 6 – вторым пилотом) на самолёте Ан-72.
Общий налет 8393 часа, из них — испытательный 3393 часа.
Погиб 10 февраля 1995 года при выполнении испытательного полёта на Ан-70.
Уже по завершении программы четвертого испытательного полета Максимов попросил командира сопровождавшего его самолета Ан-72 летчика-испытателя В.И.Терского зайти сверху и понаблюдать за работой закрылков. И тут произошло столкновение. Подойдя справа снизу и сзади к самолету сопровождения, Ан-70 килем ударил по его фюзеляжу в районе аварийного люка.
Затем килем и левой половиной разрушил правый закрылок и помял обтекатель шасси Ан-72. От удара у Ан-70 оторвалась левая половина стабилизатора и часть киля. Неуправляемая опытная машина на высоте 3000 метров вошла в глубокое скольжение и, перейдя в пикирование почти отвесно упала на землю. «Черный ящик» сохранил слова командира экипажа Сергея Максимова. Последнее, что он произнес: «Мы падаем». В пикировании никто из летчиков не смог добраться до специальной трубы, через которую происходит эвакуация экипажа.
Погибли:

  • С.В.Максимов — командир экипажа
  • В.Г.Лысенко — 2 пилот
  • В.Ф.Непочатых — штурман
  • П.Ю.Скотников — бортинженер
  • А.И.Кострыкин
  • М.Н.Березюк — ведущий инженер
  • А.В.Горельцев

Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.И.Терский с трудом посадил поврежденный в столкновении Ан-72 на аэродроме в Гостомеле.
Для расследования катастрофы была создана государственная комиссия под руководством вице-премьера и министра обороны Украины Валерия Шмарова. В комиссию впервые были включены представители России.
О причинах столкновения выдвигались разные предположения — и неполадки органов управления на борту Ан-70, и попадание Ан-72 в спутный след или завихрение от Ан-70. Тем не менее после расшифровки данных бортовых рекордеров («черных ящиков») и анализа сопутствующей информации специалисты пришли к выводу, что техника в данном случае оказалась «на высоте». Все бортовые системы работали нормально. Причиной же катастрофы стало маневрирование обоих самолетов в непосредственной близости друг от друга, в результате чего Ан-72 и Ан-70 столкнулись, и последний «потерял киль». Официальный же вердикт госкомиссии таков: «Потеря визуального контакта при выполнении маневров без ведения взаимного радиообмена и несвоевременные действия экипажей по предотвращению столкновения». Иными словами, произошла «ошибка пилотирования».
После катастрофы на антоновской «фирме» состояние было близким к шоковому: это уже шестая катастрофа за последние четыре года, в которых погибли 34 летчика-испытателя. Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова Петр Балабуев после случившегося даже собирался подать в отставку.
Однако уже через три дня после катастрофы Балабуев заявил, что АНТК приступает к постройке второго экземпляра Ан-70. Вторая машина поднялась в воздух 24 апреля 1997 года.
Максимов жил в Киеве. Похоронен в Киеве, на Берковецком кладбище.
Награждён медалью.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • Катастрофа самолета ХХI века: сближение в воздухе или разрыв связей на земле? / С.Лесков, Известия (Москва).- 23.02.1995 /
  • Установлены причины катастрофы Ан-70 под Киевом / И.Двинский, «Сегодня» (Москва).- 06.03.1995 /
  • Все самолеты О.К.Антонова. / Н.В.Якубович, — М: ООО «Издательство АСТ», 2001 /
  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, — Киев: Издательство «КВЩ». — 2005 /

Помогали:

Мировые авиационные рекорды С.В.Максимова:

1 3.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта (13.440 м) Командир экипажа – С.В.Максимов,
2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
2 3.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота горизонтального полёта (12.980 м) Командир экипажа –
М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
3 3.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 1.000 кг (12.400 м) Командир экипажа
– С.В.Максимов, 2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
4 4.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта с грузом 1.000 кг (13.080 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
5 14.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 2.000 кг (12.270 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
6 15.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Высота полёта с грузом 2.000 кг (13.090 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
7 17.11.1983 Ан-72 C-1-j, гр. III Максимальный груз, поднятый на высоту 2.000 м (3.528 кг)
Командир экипажа – М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
8 18.11.1983 Ан-72 C-1-k, гр. III Высота полёта с грузом 5.000 кг (11.380 м) Командир экипажа
– М.Л.Попович, 2-й пилот – С.В.Максимов, бортинженер – Е.Н.Медведева
9 18.11.1983 Ан-72 C-1-k,
гр. III
Максимальный груз, поднятый на высоту 2.000 м (8.064 кг)
Командир экипажа – С.В.Максимов, 2-й пилот – М.Л.Попович, бортинженер – Е.Н.Медведева
  • Класс C-1-j – сухопутные самолёты с взлётным весом от 20.000 до 25.000 кг.
  • Класс C-1-k – сухопутные самолёты с взлётным весом от 25.000 до 35.000 кг.
  • Группа III – летательные аппараты с турбореактивными двигателями.

2 комментария

  1. Раиса Чуднова:

    Сережа был необыкновенно обоятельным человеком.Любил жизнь,друзей.Около него всегда происходили разные истории.
    Очень ранимым был Сережа.Такие люди редко рождаются.Я счастлива что была близко знакома с ним.За Терского он хлопотал у руководства,что бы его оставили на летной работе.Еслибы у меня был писательский талант — я бы написала о Сереже книгу,там было бы много интересного,порой смешного…

  2. Светлана:

    К сожалению,в раздел «Мировые авиационные рекорды С.В.Максимова» закралась досадная ошибка.Бортинженера Медведеву зовут Тамара Лукинична. Это достоверная информация.Я лично с ней знакома. И видела фото,снятые во время данных испытаний, где они запечатлены втроем.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *