1921-2005

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (10.12.1963), генерал-лейтенант авиации (1972), заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор военных наук (1975), профессор (1977).
Родился 16 апреля 1921 года в Москве. В 1938 окончил 10 классов школы и аэроклуб «Динамо».
В армии с сентября 1938. В 1942 окончил Военно-воздушную инженерную академии имени Н.Е.Жуковского. В 1942-1943 — начальник воздушно-стрелковой службы 34-го запасного авиационного полка (Московский ВО), в марте-июне 1943 — помощник командира 304-й бомбардировочной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1943-мае 1945 — помощник командира 304-й (с октября 1944 — 23-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Участвовал в битве на Курской дуге, освобождении Правобережной Украины, Корсунь-Шевченковской, Яссо-Кишинёвской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. В составе боевого расчёта управления дивизии управлял истребителями с наземных командных пунктов, обучал молодое пополнение воздушной стрельбе.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (Центральная группа войск). В 1947 году, после расформирования 23-й авиадивизии, майора Молоткова назначили помощником командира 5-го истребительного авиакорпуса по воздушно-стрелковой службе. Командир авиакорпуса В.Н.Вусс поручил ему возглавить переподготовку летчиков 521-го авиаполка на первые реактивные самолеты МиГ-9 и Як-15.
С апреля 1948 по ноябрь 1964 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1-й отдел). В 1953-1954 — заместитель начальника лётной службы института. Провёл испытания различного самолётного вооружения на истребителях. Участвовал в госиспытаниях МиГ-17 (СН), МиГ-17Ф, МиГ-19, МиГ-19П, СМ-12 (1958), МиГ-21, МиГ-21ПФ, Су-9, Су-15 (1964), Як-25, Як-25Р, Ил-40. Всего он испытал более 80 типов самолетов.
В 1954 году руководил обучением 10 командиров авиаэскадрилий ПВО ночному перехвату воздушных целей с новым радиолокационным прицелом. В 1956 году лично совершил шесть посадок и взлетов на грунтовом аэродроме спортивной авиации Тушино. Эти полеты абсолютно уникальны и, по всей вероятности, достойны занесения в книгу рекордов Гиннесса.
В 1957 году полковник А.П.Молотков назначается на должность первого заместителя начальника Государственного Краснознаменного НИИС ВВС и старшего инженера-летчика-испытателя. Это явилось нарушением традиции, согласно которой заместителем начальника НИИС назначали обычно бывшего главного инженера воздушной армии или округа. Наряду с испытаниями самолетов в этот период ГКНИИ ВВС участвует в отборе первых космонавтов и их тренировках, а летчики-испытатели Г.Т.Береговой и В.Г.Лазарев стали одними из первых покорителей космоса.
В 1964-1965 — главный редактор журнала «Авиация и космонавтика», в 1965-1966 работал в Лётно-испытательном центре Министерства радиопромышленности СССР. В 1966-1969 — заместитель начальника, в 1969-1988 — начальник Центрального научно-исследовательского института авиационной и космической техники (ЦНИИ-30). Автор более 200 научных трудов. С февраля 1988 — в отставке.
С 1992 года возглавлял Совет ветеранов Таганского района города Москвы.
Жил в Москве. Работал в Военной академии РВСН имени Петра Великого. Умер 5 сентября 2005 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Государственная премия СССР (1979). Награждён орденами Ленина (16.10.1957), Красного Знамени (22.02.1955), 2 орденами Трудового Красного Знамени (3.04.1975, 27.01.1981), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (8.03.1945) степени, 2 орденами Красной Звезды (29.01.1944, 3.11.1953), медалями, чехословацким орденом.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Анатолий Павлович Молотков / Люди /