Сасин Гарри Константинович

род.1935

Г.К Сасин
Г.К Сасин

Летчик-испытатель 2 класса (1970).
Родился 5 октября 1935 года в с. Воздвиженка Михайловского района Приморского края. В 1952 г. окончил 10 классов.
В 1955 г. закончил Сасовское летное училище ГВФ. Был направлен для переучивания на второго пилота самолета Ли-2. В 1956 г. приступил к работе 2-го пилота в Хабаровском управлении ГВФ, где проработал до сентября 1966 года. Летал командиром Ли-2, затем 2-м пилотом самолета Ту-104, с марта 1962 г. — командиром реактивного самолета. В 1961 г. поступил в КАИ, в 1968 г. окончил.
В октябре 1966 г. назначен летчиком-испытателем авиазавода №22 (г.Казань). За время работы на авиазаводе принимал участие в испытаниях Ту-22 и Ту-22М, Ил-62.
28 ноября 1972 г. катапультировался с аварийного Ту-22М1. Во время приемо-сдаточного полета отказала гидросистема. Экипаж запустил вспомогательную силовую установку, чтобы использовать ее гидронасос вместо отказавшего. Однако в процессе снижения в районе Казани самолет стало кренить и на отклонение штурвала он не реагировал (интерцепторы не отклонялись). По команде Сасина экипаж успешно покинул машину. Самолет продолжил пологое снижение и упал в лес.
Аварийные самописцы зарегистрировали самопроизвольное отклонение интерцепторов после покидания самолета экипажем. Комиссия же в рабочей версии обвинила Сасина в поспешности принятия решения. Впоследствии при внимательном изучении «Инструкции экипажу» была обнаружена досадная неточность — отсутствовало указание на открытие кранов гидросистемы (вспомогательной силовой установки и основной) для их объединения.
23 ноября 1973 катапультировался из первого серийного заводского бомбардировщика Ту-22М2 №701. В испытательном полете в районе Саратова в кабине появился дым. Как потом выяснилось, загорелся трансформатор устройства обогрева стекол кабины. Экипаж действовал строго по «Инструкции экипажу». Выполнение задания прекратили и стали готовиться к посадке на запасной аэродром, подтянув и застопорив ремни привязной системы для возможного катапультирования. И только Б.В.Машковцев ослабил ремни до предела, чтобы достать огнетушителем до приборной доски, из-за которой шел дымок. Одновременно бортрадист на энергощитке поочередно выключал электрические сети, чтобы определить причину и обесточить загоревшуюся аппаратуру.
В процессе захода на посадку на высоте около 600 м радист отключил преобразователь ПТ-36, питающий рулевые приводы. При этом рули резко ушли в нейтральное положение, а самолет — в пикирование. Сасин катапультировался за сто метров до столкновения машины с землей. Взрывной волной самолета у него раскрыло купол парашюта. Сломал руку и ногу, но остался жив. Летчик-испытатель Б.В.Машковцев и штурман В.Ф.Мещеряков погибли.
Налет — 6499 час. С декабря 1975 — на пенсии.
Живет в Воронеже.

Источники информации:

  • «Улетевшие навсегда» / И.Валеев /
  • Казань авиационная / Р.Г.Вениаминов /
  • След «Бэкфайра» / Н.Якубович, Крылья Родины №4 2002 /
  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /

Оставьте комментарий