Доброславский Алексей Иванович

1906-1944

А.И.Доброславский
А.И.Доброславский

Лётчик-испытатель, подполковник (1944).
Родился 1 мая (18 апреля — ст.ст.) 1906 года на разъезде Плетяничи Слонимского уезда Гродненской губернии (ныне Зельвенского района Гродненской области, Белоруссия). В 1928 году окончил 9-летнюю школу в городе Брянск. Работал фальцовщиком.
В армии с ноября 1928 года. До 1929 года служил в пехоте. В 1929 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 году – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков.
В 1931-1938 – лётчик-инструктор Ейской военной авиационной школы морских лётчиков, в 1938-1939 – лётчик-инструктор Рязанских курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС, в 1939-1940 – лётчик-инструктор Липецких высших академических курсов усовершенствования ВВС.
Участник советско-финляндской войны: в феврале-марте 1940 – лётчик 85-го бомбардировочного авиационного полка. Совершил 22 боевых вылета на бомбардировщике ДБ-3. Награждён орденом Ленина.
С апреля 1940 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в авиаэскадрилье группы отделов спецслужб. Занимался испытаниями различного самолётного оборудования.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-сентябре 1941 – командир звена 410-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии и Смоленском сражении. Совершил 28 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2. Награждён орденом Красной Звезды.
С сентября 1941 – вновь лётчик-испытатель в НИИ ВВС. Служил командиром авиаэскадрильи группы отделов спецслужб. Провёл испытания по отработке слепой посадки с помощью радиокомпаса с отметчиком, испытания ночных навигационных бомб, отработку ночной фотосъёмки, испытания новых радиолокационных станций «Пегматит» и «Гнейс-2», пеленгаторов и другого самолётного оборудования. Награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
В мае 1943 – июле 1944 – командир полка лётных испытаний и боевого применения НИИ спецслужб ВВС. Провёл испытания новых радиолокационных станций «Пегматит» и «Гнейс-2», пеленгаторов и другого самолётного оборудования
С июля 1944 – командир полка лётных испытаний и боевого применения Управления испытаний техники специальных служб ГК НИИ ВВС. Занимался испытаниями самолётного оборудования на самолётах Ил-4, Пе-2, Ли-2 и Ла-5.
Погиб 13 ноября 1944 года при катастрофе самолёта DC-3.
В этот день на самолёте DC-3 в Чкаловскую из Бухареста возвращалась бригада, которая организовывала там перегонку в Москву трофейных самолётов Ме-210 с радиолокаторами. В 17.00 самолёт пришёл на аэродром Чкаловская, который был закрыт туманом. Несмотря на указание с земли совершить посадку на запасном аэродроме в Туле, командир экипажа А.И.Доброславский предпринял несколько неудачных попыток сесть на свой аэродром.
Во время выполнения одной из них в 17.50 при развороте на малой высоте самолёт зацепил правым крылом за лес и потерпел катастрофу в 2 километрах западнее аэродрома Чкаловская. На борту находились пассажиры: Герой Советского Союза, партизанский командир Г.М.Линьков, инструктор отдела кадров ЦК ВКП(б) М.П.Петелин и поэт И.П.Уткин. В катастрофе выжили: штурман экипажа Д.Д. Шорохов, пассажиры Г.М.Линьков и М.П.Петелин. Остальные члены экипажа и пассажир И.П.Уткин погибли.
Жил на станции Чкаловская (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области).
Награждён орденами Ленина (7.04.1940), Отечественной войны 2-й степени (1.07.1944), 2 орденами Красной Звезды (21.02.1943; 3.11.1944), медалями.
Источники информации:

  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • Наградные листы / ОБД «Память народа 1941-1945 гг.» /
  • От эскадрильи специальных служб до полка летных испытаний
  • Список летного состава ГЛИЦ, погибшего при выполнении специальных заданий и в ходе боевых действий

Оставьте комментарий