1970-2003
Лётчик-испытатель 3 класса.
Родился в 1970 году. Окончил Ташкентский институт по специальности инженер-механик.
В 1992 г. окончил Кировоградское ВЛУ ГА, пилот 3-го класса ГА.
В октябре 2000 г. окончил самолетное отделение школы лётчиков-испытателей (г.Жуковский).
Приказом от 18.03.2002 г. по ФГУП Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева переведён с наземной работы на должность лётчика-испытателя 3-го класса. В феврале 2003 года выполнил 6 испытательных полётов на оценку устойчивости и управляемости на больших углах атаки и сваливание на самолёте М-101Т.
Общий налёт 2746 часов: Л-29 -109 ч в Костромском УАЦ в 1990 г; Ан-2 — 517 ч; Ан-24/26 — 1640 ч; Ан-12 — 354 ч; Ил-114 — 16 ч; Ил-76 — 15 ч; М-101Т — 80 ч; Л-410 — 15 ч.
Погиб 1 марта 2003 года в полете на L-410УВП.
Экипаж выполнял полет с аэродрома Борки (Кимрский район Тверской области) по десантированию спортсменов-парашютистов. Кроме членов экипажа на борту самолёта L-410 RA-67418 находилось 23 спортсмена-парашютиста при максимальном допустимом количестве парашютистов в парашютно-десантном варианте компоновки не более 12 человек. Взлетный вес самолета, как было установлено в ходе расследования, превышал допустимый на 618 кг, центровка перед взлетом могла быть около 32% (предельно-задняя центровка 28% САХ).
После занятия высоты 3600-3800 метров и выхода на «боевой курс» для производства десантирования экипаж начал уменьшать поступательную скорость полета. В соответствии с установленными требованиями, десантирование должно осуществляться только после выпуска закрылков на 15° и на скорости не менее 180 км/час. В ходе расследования было установлено, что в момент столкновения самолета с землей закрылки самолета находились в убранном положении.
По объяснению выпускающего, визуально наблюдавшего приближение к точке выброса, была дана команда «Приготовиться!», команда от КВС при этом не поступала. По команде выпускающего «Приготовиться!» группа из 11 парашютистов (располагавшаяся ближе к хвостовой части), вероятно, незначительно переместилась в сторону выходной двери в хвостовой части самолета. Тем самым было нарушено ограничение при групповом покидании — не более 4 человек. В результате этого центровка ВС в этот момент могла увеличиться до 35 % САХ.
В результате смещения центровки за пределы эксплуатационных ограничений в условиях уменьшения скорости без выпуска механизации, наиболее вероятно, произошел выход самолета на закритические углы атаки со сваливанием на левое полукрыло. Достигнутые при этом нерасчетные перегрузки привели к разрушению конструкции планера (последовательное отделение концевых частей крыла, левой и правой половин стабилизатора, хвостовой части фюзеляжа).
Часть из находившихся на борту ВС парашютистов покинула ВС самостоятельно, некоторые из парашютистов были выброшены из самолета после отделения хвостовой части. Оставшиеся в самолете 9 парашютистов и 2 члена экипажа погибли в результате столкновения самолета с землей.
Источники информации:
- Заключение по результатам расследования авиационного происшествия — катастрофы самолёта Л-410 УВП № RA 67418 (01032 ФЛА РФ) 1 марта 2003 г. в районе аэродрома Борки в Тверской области
- Катастрофа Л-410УВП в районе аэродрома Борки / Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России /
- «ШЛИ и летали» / А.А.Симонов, Жуковский, 2022 /