Центр Подготовки Лётчиков-Испытателей ГК НИИ ВВС в зеркале нашего времени

До 1973 года  отбор в военные испытатели в ГК НИИ ВВС проводился по мере необходимости из числа наиболее профессионально подготовленных лётчиков и штурманов строевых частей и  училищ ВВС. Их обучение и ввод в строй  проводились по строго  и индивидуально установленной схеме в процессе  немногочисленных тренировочных учебно-испытательных полётов и далее в основном — в реальных натурных работах.  Принцип “от простого – к сложному” по мере возможности неукоснительно соблюдался.  Были редкие случаи отбора лётчиков в испытатели из  строевых частей и  училищ с невысоким, по меркам того времени, опытом лётной работы. Тогда на весы становились его личные качества и  желание,  для самостоятельной реализации  которых возможностей  в то время было более чем достаточно.  В этом случае контроль роста профессионализма и качества выполнения заданий со стороны ведущих инженеров и более опытных испытателей становился не просто жестким,  а – жестоким  и  бескомпромиссным.

Из-за увеличения объёма испытаний авиационной техники и её стремительного усложнения на рубеже 60-х — 70-х го­дов XX века пришло осозна­ние необходимости организации централизованной и систематизированной подготовки военных летчиков-испытателей.  К этому времени в различных государствах мира существовало 6 Школ летчиков-испытателей. В на­шей стране   Министерство авиационной промышленности   готовило  гражданских летчиков-испытателей в школе, создан­ной сразу после Великой Отечественной войны в ЛИИ.

Благодаря настойчивости начальника НИИ, Заслуженно­го военного летчика СССР генерал-полковника авиации Гайдаенко Ивана Дмитриеви­ча, его заместителя Героя Советского Союза, Заслу­женного летчика-испытателя СССР генерал-лейтенанта авиации Микояна Степана Анастасовича, в начале 70-х годов необходимость организации Центра подготовки летчиков-испытателей на базе ГК НИИ ВВС  им. В.П.Чкалова была обоснована командова­нию ВВС, а затем и командо­ванию Вооруженных Сил страны.

Генераль­ным штабом ВС СССР 29 октября 1971 года было принято решение о формировании самостоятельной воинской части —  Испытательного центра (Центра испытаний авиационной тех­ники и подготовки летчиков-штурманов-испытателей), а в мае 1972 года утверждены его  штаты. Создание Центра стало одним из ключевых этапов формиро­вания  целенаправленной и обоснованной системы  подготовки кадров военных испытателей.

Боль­шой вклад в целом  в работу  по становлению и развитию Центра внесли в своё время: генерал-майор авиации Лантрат Михаил Мефодьевич, генерал-майор авиации  Бутенко Геннадий Филиппович, Герой Советского Союза, Заслу­женный  летчик-испытатель СССР полковник, в последующем — генерал-майор авиации, Петров Вадим Иванович.

С 10 сентября 1972 года началось формирование ЦПЛИ.  Возглавил эту работу первый начальник Центра, Заслуженный летчик-испыта­тель СССР полковник  Добро­вольский Владимир Валенти­нович. Заместителями на­чальника центра были назна­чены: по политической части — подполковник Пинаев Вик­тор Петрович; начальником учеб­но-методического отдела подполковник-инженер Конд­ратюк Владимир Кондратьевич; по инженерно-авиационной службе — майор-инженер Малик Виктор Семенович.

Командованию центра в довольно сжатые  сроки предстоя­ло решить ряд важнейших задач: укомплектовать часть личным составом, подобрать летно-инструкторский состав, разработать Положение о Центре подготовки лётчиков-испытателей ГК НИИ ВВС, разработать программы и курсы теоретической и практической подготовки испытателей, провести ремонт в выделенном здании, создать учебно-материальную базу, сформировать самостоятельный самолётный парк, и  отобрать кандидатов для сдачи вступительных экзаменов.  Хотя, всё-таки, самым сложным из этого перечня был и оставался вопрос именно создания и апробирования на основе богатого опыта испытательской работы ГК НИИ ВВС конкретной и действенной программы полётов слушателей по методикам лётных испытаний. В каждом серьёзном испытательном полёте может возникнуть ситуация, по действиям в которой  ещё не написана инструкция.  И писать эти инструкции по неизведанному нужно будет будущим выпускникам Центра.

Благода­ря напряженной работе командования и коллектива Центра  по всем этим направлениям  сложнейшие организационные и технические во­просы удалось решить. Уже в декабре 1972 года был при­нят первый самолет Як-28У, а в январе 1973 года на само­лете Ту-134 совершен первый полёт. 26 декабря 1972 года был утвержден  курс теоретической и лётной подготовки  слушателей.

21 марта 1973 года Глав­нокомандующим ВВС было утверждено Положение о Центре подготовки летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС. Для обучения слушателей были оборудованы классы аэроди­намики, штурманский, мето­дический, объективного кон­троля, политического само­образования, а также конференц-зал и комната исто­рии развития авиации. Боль­шой вклад в эту работу вне­сли подполковник-инженер Серов Ф.C., подполковник Твердохлеб А.Ф. и многие другие.

В этот же период подоб­ран и назначен инструктор­ский и преподавательский состав.   Первыми   инструкторами Центра подготовки стали: полковник Лысенко Л.А., полковник-инженер Рябий В.К., подполковник Капорцев В.В. подполковник Маслов Ю.Н.. подполковник Твердохлеб A.Ф., майор Савченко В.Ф., майор Козлов В.Е.

От­бор кандидатов для поступле­ния в Центр проводился в войсках, уточнялись разработанные методики приемных экзаме­нов и обучения слушателей.  Всё делалось впервые.

К сентябрю 1973 года Центр был готов к проведе­нию вступительных экзаме­нов, которые прошли в пе­риод с 25 сентября по 15 октября.  В первом наборе было принято решение обучать только лётчиков, отбор штурманов – произвести к второму набору.

18 октября первый набор в составе 22-х летчиков присту­пил к занятиям.

2 комментария к “Центр Подготовки Лётчиков-Испытателей ГК НИИ ВВС в зеркале нашего времени”

  1. Здравствуйте! Я Аня,мне 14 лет я мечтаю стать летчиком испытателем!!! Возьмите меня по старой дружбе пожалуйста.

    Ответить

Оставьте комментарий