DFS-194
экспериментальный ракетный самолет
Во второй половине 30-х годов в
Германии начались работы над созданием ракетного двигателя, пригодного для
использования в качестве главной силовой установки перспективных истребителей либо
в качестве вспомогательного стартового ускорителя тяжелых бомбардировщиков. В 1936
году доктор Адольф Боймкер (Adolf Baeumker) из Исследовательского бюро (Forschungsabteilung) имперского Министерства авиации
(RLM) доказал перспективность применения ракетного мотора на летательных аппаратах. На заводе
фирмы “Walter” (не путать с оружейным концерном “Карл Вальтер”) началась работа
по созданию ЖРД RI 203 тягой 4 кН, который планировалось установить на параллельно
разрабатываемой экспериментальной машине Не 176. Тем не менее исследования,
проведенные заместителем Боймкера доктором Лоренцем (Lorenz), показали, что
конструкция Не 176 не совсем подходит для установки этого двигателя. Вывод был
подтвержден несколькими тестами и состоявшимися позднее полетными
испытаниями самолета.
Лоренц полагал, что наиболее полно достоинства реактивного мотора будут реализованы в схеме “бесхвостка”.
Поскольку самым авторитетным специалистом в области создания машин такой конструкции
в то время являлся Липпиш (Alexander Lippisch), было принято
решение обратиться к нему с предложением о сотрудничестве. В начале речь шла об
адаптации под новую силовую установку планера “Дельта IVb”, для чего по
распоряжению Министерства авиации в 1937 году завод института исследований в
области планеризма (DFS) изготовил два экземпляра машины, получившей обозначение
DFS 39. Одновременно с согласием RLM на предложение Лоренца в штатах DFS была
организована специальная группа конструкторов, в обязанности которых
входила работа над совершенно секретным проектом “X”.
Группа, руководимая А.Липпишем, в конечном итоге должна была спроектировать
истребитель с дельтовидным крылом, оснащенный ракетным двигателем. Постройку
цельнометаллического фюзеляжа опытной машины поручили фирме “Хейнкель”,
так как завод DFS в Дармштадт-Грасхайме не имел необходимого для этого оборудования. В
институте была проработана и конструкция деревянных крыльев. Вскоре модель машины продули в
Геттингенской аэродинамической трубе; результаты эксперимента показали, что
устойчивость машины в полете значительно увеличится, если использовать скошенные
крылья с нулевым углом атаки. После внесения в планер ряда изменений
доработанный проект несколько отличался от DFS 39, хотя общая конструкция плоскостей
осталась практически неизменной. Наиболее заметной доработкой стал демонтаж
небольших вертикальных килей с законцовок крыльев. Новый проект получил обозначение
DFS 194. В связи с длительной задержкой в поставке реактивного мотора Липпиш принял
решение оснастить самолет поршневым двигателем воздушного охлаждения с толкающим винтом, размещенным
в хвостовой части фюзеляжа. Винт приводился в движение с помощью коленчатого вала.
Установка поршневого мотора позволяла провести ряд необходимых испытаний планера.
В конце 1938 года, взбешенный проволочками в сборке фюзеляжа фирмой “Хейнкель”, Липпиш
принял решение сосредоточить под своим руководством все работы. Оставив завод DFS,
профессор вместе с 12 ближайшими сотрудниками 2 января 1939 года перенес свою
штаб-квартиру в фирму “Messerschmitt A. G.” (Аугсбург).
Вместе с ними контракт министерства авиации на новый самолет был передан
Мессершмитту. В рамках компании была организована так
называемая “группа L”, подчинявшаяся непосредственно Исследовательскому бюро
Министерства авиации. Вскоре туда же прибыли частично готовые DFS 194, над
развитием конструкции которых предстояло работать.
На первых порах проект был обозначен как Me 194, а затем (после введения сквозной
нумерации) - Me 163. В начале 1940 года, после
долгожданного прибытия готовых двигателей Walter RI 203, поршневые моторы были сняты, а
фюзеляж подготовлен под установку ЖРД. В таком виде планер и силовая установка перевезли в испытательный центр Пенемюнде
на аэродром Карлсхаген, где осуществлен монтаж двигателя. DFS.194 имел размах крыла 10,6
м, длину - 6,4 м и был рассчитан только на скорость порядка 300-305 км/ч.
Летные испытания проводил знаменитый планерист,
чемпион мира 1937 года капитан Хейни Дитмар (Heini Dittmar), ранее испытывавший несколько
самолетов Липпиша. Первый полет был выполнен 3 июня 1940 г. Hесмотря на
проблемы с двигателем и топливом для него, а также небольшую продолжительность полета,
испытания оказались ободряющими. Скороподъемность была отличной, а летом 1940
года была достигнута скорость 547 км/ч.
Успешное опробование нового мотора на DFS 194 резко увеличило темп работ над Me 163
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | А.Липпиш | |
Обозначение | DFS.194 | |
Тип | экспериментальный ракетоплан | |
Первый полет | 3 июня 1940 (с ЖРД) | |
Экипаж, чел. | 1 | |
Геометрические характеристики | ||
Длина, м | 6,4 | |
Высота, м | ||
Размах крыла, м | 10,6 | |
Стреловидность крыла, град | у основания | 19° |
на концах | 27° | |
Масса | ||
Взлетная, кг | 2100 | |
Пустого, кг | ||
Топливо, л | ||
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ЖРД Walter RI 203 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | (4) | |
Длительность работы, мин | ||
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч | максимальная | 550 |
посадочная |
Помогали:
Источники информации:
- «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
- «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
- The Komet family in 1/72