Me-163B
ракетный истребитель-перехватчик
Конструкция самолета. Ме 163B представлял собой одноместный
среднеплан смешанной конструкции со стреловидным крылом, построенный по схеме
“бесхвостка”.
Фюзеляж - полумонокок овального сечения, изготовлен из дюралюминия и разделен на несколько отсеков. В передней
бронированной части (15-мм плита) расположены генератор, аккумулятор и
радиостанция FuG 25. Воздухозаборник системы вентиляции находился в носовой части снизу.
За радиооборудованием располагалась кабина пилота с фонарем, изготовленным из
цельногнутого листа плексигласа (откидывался вправо). Конструкция остекления кабины
обеспечивала хороший обзор; возможность обзора задней полусферы достигнута путем
размещения в бортах фюзеляжа за пилотским креслом двух небольших окон. От огня
бортстрелков вражеских бомбардировщиков летчика предохраняло монолитное лобовое
бронестекло толщиной 90 мм, установленное под углом 90 градусов к продольной оси
машины. По бокам от кресла размещались 8-мм броневые плиты, сзади - 13-мм бронеспинка.
Кабина не была герметизирована, по этой причине пилот подвергался воздействию
низких температур при полете на больших высотах. По обе стороны кабины размещались
баки с перекисью водорода (T-Stoff); главный топливный бак устанавливался в центральной
части фюзеляжа, непосредственно за ним размещался ракетный двигатель.
Крыло стреловидное, цельнодеревянное с одним лонжероном где-то по трети хорды крыла..
Угол стреловидности передней кромки составлял 23° (по четверти хорды 23,3°). Кроме главного лонжерона, в конструкцию крыла входил
вспомогательный, который нес элевоны с тканевой обшивкой и с триммерами
большой площади. Щелевые закрылки были максимально вынесены вперед, чтобы снизить
вероятность клевка при их выпуске. Поверхность покрыта
фанерой. С фюзеляжем каждая плоскость соединялась стальными шкворнями. В толще
крыла смонтированы топливные баки с окислителем (C-Stoff), в корневой части
установлено пушечное вооружение. Трубка Пито и антенна радиостанции FuG 25 размещались на левом крыле. Шасси состояло
из посадочной лыжи, расположенной в центре тяжести машины под фюзеляжем (выпускалось
гидравлическим способом). Перед стартом к выпущенной лыже присоединялась двухколесная тележка, обеспечивавшая
маневрирование по ВПП и разбег машины.
После взлета тележка автоматически сбрасывалась, а лыжа убиралась. Хвостовое
колесо частично убирающееся, управляемое. Hа концах крыльев были небольшие лыжи.
Управление машиной обеспечивали руль направления на киле и рули высоты на крыле.
Конструкция деревянная, крыта полотном. На передней кромке крыльев, в их внутренней
части, устанавливались неподвижные предкрылки. Между элеронами и фюзеляжем
размещались триммеры, перед которыми на нижней поверхности крыла размещались
посадочные щитки смешанной деревометаллической конструкции. Привод
рулей высоты и руля направления осуществлялся металлическими тягами (на
крыле они проходили вдоль главного лонжерона).
Кабины была закрыта сбрасываемым механически фонарем, изготовленным из
цельного куска плексигласа и обеспечивающего пилоту отличный обзор. Hа
приборной панели были вариометр, индикатор скольжения, высотомер, указатель скорости и
датчик температуры. Hа правой части кабины были два указателя давления, на левой -
управление гидравликой и системой выпуска посадочной лыжи. Рядом с ней был кран
аварийного слива топлива и ручка аварийного сброса взлетной тележки сжатым
воздухом. Кресло пилота было простейшим и только регулировалось по высоте.
Силовая установка. Me-163B оснащались ракетными двигателями Walter RII 211
серии HWK 109-509 (HWK - название производителя, 109 - обозначение ракетного двигателя по коду
Министерства авиации, 509 - порядковый номер образца.), работавшие на двухкомпонентном
топливе. Горючее (Т Stoff): смесь перекиси водорода (80 %) и воды (20 %), окислитель (Z-Stoff):
водный раствор перманганата калия.
Давление в камере сгорания, по сравнению с предыдущими моделями возросло до 24
атмосфер. Перед смешением состав С требовалось нагреть, поэтому его прокачивали сквозь нагреватель,
расположенный в кожухе камеры сгорания.
Существовало несколько серийных вариантов этого мотора. Предсерийный HWK 109-509-0-1 с регулируемой тягой в диапазоне 3-15
кН был закончен осенью 1942 года. Он был установлен на Me 163V3.
В массовое производство пошли две созданные на его базе модификации - HWK 109-509A-1 и А-2. Эти
двигатели имели регулируемую тягу: от 1,96 кН на холостом ходу до 16,7 кН (у А-2) в
форсированном режиме. Масса мотора составила около 170 кг. Камера сгорания
сваривалась из обычной стали, за исключением сопла.
Конструктивно двигатель делился на две части. Переднюю
образовывали моторама с размещенными на ней агрегатами (в том числе турбиной
привода топливного насоса, электрическим стартером, системой управления и клапаном сброса давления), в задней находились
топливопроводы, камера сгорания и сопло. Обе части устанавливались
на несущей балке и соединялись стальной цилиндрической трубой. Двигатель крепился
всего 4 болтами и мог быть легко заменен. Его ресурс составлял всего 2 часа суммарной работы.
Предсерийные образцы Me 163B оснащались преимущественно моторами Walter RII 211
модификации HWK 109-509A-1, а серийные машины - HWK 109-509A-2.
Топливо T-Stoff размещалось в непротектированном главном баке емкостью 1040 литров, расположенном в
центральной части фюзеляжа и двух протектированных 60-литровых баках, размещенных по сторонам пилотской
кабины. Над задней частью главного топливного бака размещалась небольшая
емкость со “стартовым” запасом T-Stoff.
Окислитель C-Stoff находился в четырех баках, установленных в толще крыльев (по два в
каждом крыле). Между передней кромкой крыла и главным лонжероном размещались
дополнительные 73-литровые емкости. Рядом с ними, за балкой лонжерона, находились
основные баки емкостью 173 литра каждый.
Протектирования на баках не было. Все они соединялись трубопроводами с бачком
коллектора, установленным в фюзеляже. В нижней поверхности корпуса самолета, в обтекателе посадочной лыжи, имелись
клапаны, обеспечивающие возможность слива топлива.
Все три бака для топлива Т заливались через одну горловину за мачтой антенны.
Баки топлива С в крыле были попарно взаимосвязаны и подавали топливо в расходный бачок под давлением.
Электрооборудование питалось от аккумулятора (24 V) и генератора (2000 Вт),
привод которого осуществлялся небольшим ветряком, расположенным в носовой оконечности машины.
Вооружение. Прототип Me 163BV2 получил встроенное вооружение, состоявшее из двух
20-мм пушек Mauser MG 151/20 со 100 снарядами на ствол. На серийных Ме.163В-1а
были установлены 30 мм пушек МК-108 с 60 снарядами на ствол, магазины которых
размещались под съемными панелями за антенной радиостанции FuG-16zy. Баллоны со
сжатым воздухом для перезарядки пушек размещались над и под пушкой. Прицел был
Реви-16В, крепящийся к 90 мм лобовому бронестеклу. Пилот защищался 15 мм бронеплитой в носу, 13 мм заголовником и 8 мм
бронеспинкой. Кроме радиостанции FuG-16zy самолет нес ответчик FuG-25a, антенна которого была под левым крылом.
Описание | |||
---|---|---|---|
Конструкция | А.Липпиш | ||
Обозначение | Me-163Ba-1 | ME-163B-1a | |
Тип | предсерийный перехватчик | ракетный перехватчик | |
Первый полет | 1942 | 1944 | |
Экипаж, чел. | 1 | ||
Геометрические характеристики | |||
Длина, м | 5,8 | 5,8 | |
Высота, м | 2,76 | 2,75 | |
Размах крыла, м | 9,3 | 9,3 | |
Площадь крыла, кв.м | 18,5 | ||
Стреловидность крыла, град | 23,3° | 23,3° | |
Масса | |||
Максимальная взлетная, кг | 4310 | 4300 (4315) | |
Пустого, кг | 1900 | 1900 (1980) | |
Топливо, л | |||
Силовая установка | |||
Число двигателей | 1 | 1 | |
Двигатель | ЖРД 109-509A-1 | ЖРД 109-509A-2 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 1700 | 1700 (16,7) |
минимальная | (1,96) | ||
Расход топлива на максимальной тяге, кг/с | 5 | ||
Длительность работы, мин | |||
Летные данные | |||
Максимальная скорость полета, км/ч | у земли | 825 | |
на высоте от 3000 до 9000 м | 880 | 955 | |
Крейсерская скорость после набора высоты в течение 2,5 мин, км/ч | 790 | ||
Дальность, км | 130 | 100 | |
Продолжительность моторного полета, мин | 7,5 | ||
Потолок, м | 12000 (15200) | ||
Время подъема на высоту, мин | 9000 | 2,6 | |
12000 | 3,5 | ||
Скороподъемность, м/с | начальная | 80 | |
58,6 | |||
Вооружение | |||
Пушки | 2* 20-мм Mauser MG 151/20 | 2*30 мм МК-108 |
Помогали:
Источники информации:
- «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
- «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
- Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
- MESSERSCHMITT ME-163 KOMET
- The Komet family in 1/72