Me

Me-163C
ракетный истребитель-перехватчик

    Несмотря на развертывание серийного производства Me 163B, немцы не прекратили работ по его усовершенствованию. Наиболее весомой проблемой стала небольшая продолжительность полета, обусловленная неэкономичностью ракетного двигателя. Фактически самолет мог выполнить только взлет, быстрый перехват бомбардировщиков противника и немедленную посадку в режиме безмоторного планирования. Это качество Me 163 даже было отражено в лозунге на эмблеме 2-й эскадрильи JG 400: “Wie ein Floh aber 0-Ho!” (“Как блоха, но ого-го!”). Хотя функции перехватчика и не предусматривали продолжительной “свободной охоты”, а система оповещения о налете вражеских бомбардировщиков в ПВО Германии была налажена отлично, такая продолжительность полета не могла быть признана удовлетворительной.Me163B V6
    Сразу после того, как был установлен завышенный расход топлива для R II-211 (HWK 509A), сокративший продолжительность моторного полета Ме.163В, профессор Вальтер приступил к работе над вспомогательной - крейсерской - камерой, которая в 1944 г испытывалась на двух опытных самолетах серии В - Me.163B-V6 и V18, ставшие прототипами серии С. Крейсерская камера давала дополнительно 300 кг (2,94 кН) тяги. Основную камеру сгорания планировалось использовать для взлета и набора высоты, после чего она выключалась, и полет проходил при работе вспомогательной (маршевой) камеры сгорания. Такое решение мотора HWK 109-509C-1 позволило увеличить время полета с 8 до 12 минут. Испытания новых моторов на стенде были завершены в первой половине 1944 года. Впоследствии их смонтировали на двух предсерийных самолетах серии В (V6 и VI 8), которые должны были стать базовыми образцами для выпуска модификации Me 163C. Опытные Me.163B-V6 и V18 отличались от серийных самолетов хвостовым полностью убираемым колесом, сдвинутым вперед для размещения двух камер сгорания, некоторым изменением формы киля и укороченной высотой посадочной лыжи.
    6 июля 1944 г Рудольф Опиц поднял Me.163B-V18 в первый полет на аэродроме в Пенемюнде. Панель приборов фотографировалась через каждые 500 м высоты. Все продолжалось нормально до высоты 4000 м, после чего самолет стал ускоряться. С высоты 4500 м скороподъемность увеличилась еще больше - самолет за четыре секунды достиг 5000 м. Через несколько секунд самолет достиг критического числа Маха, и Опиц вырубил двигатели. Самолет тут же перешел в крутое пикирование, из которого Опиц вывел его в нескольких метрах от волн Балтики. После посадки в Пенемюнде Опиц доложил, что рули как будто заклинило. Руль направления получил значительные повреждения. Позже было рассчитано, что Me.163 достиг скорости 1125 (1130) км/ч.Модель Me163C
    Пока проходили испытания Me.163B-V6 и V18, на чертежных досках конструкторов Мессершмитта появился его улучшенный вариант - Ме.163С специально под двигатель с крейсерской камерой. Этот самолет был несколько крупнее, чем его предшественники. Общая конструкция крыла осталась неизменной, но его размах и площадь несущей поверхности стали больше. В увеличенном центроплане смонтировали топливные баки большего объема. Установлен новый фонарь пилотской кабины, его каплевидная форма обеспечивала отличный обзор. Кабина пилота была герметизирована. Объем баков был увеличен. В конструкции самолета предусмотрена возможность установки различных типов вооружения: две 30-мм пушки МК 108 с 60 снарядами на ствол или две 20-мм MG 151/20 со 100 снарядами на ствол в корне крыльев.
    Подготовка к серийному производству Me.163C-1а началась в конце 1944 г, но реально выпустили только три таких самолета, получивших номера ферзух - Me.163C-V1, V2 и V3. Только один из них был облетан, и все три были уничтожены весной 1945 года при приближении Красной Армии.

Описание
Конструкция А.Липпиш
Обозначение Me-163C-1a
Тип предсерийный перехватчик
Первый полет 6 июля 1944 г
Экипаж, чел. 1
Геометрические характеристики
Длина, м 7 (6,7)
Высота, м 3,1
Размах крыла, м 9,8 (9,78)
Площадь крыла, кв.м 20,4
Стреловидность крыла, град 23°
Масса
Максимальная взлетная, кг 5300 (5120)
Пустого, кг 2200 (2600)
Топливо, л  
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ЖРД HWK 509C-1
Тяга двигателя, кгс (кН) основная камера 1700 (16,7)
вспомогательная камера 300 (2,94)
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч у земли -
на высотах 4000-12000 м 955 (945)
Крейсерская скорость на высоте 10000 м в течение 6,5 мин, км/ч 800
Дальность, км 140
Продолжительность моторного полета, мин 12
Потолок, м 16000
Скороподъемность, м/с 66,6
Вооружение
Пушки 2* 20-мм Mauser MG 151/20 или 2* 30-мм MK 108

Me163C-0

Помогали:

Источники информации:

  1. «Чудо-оружие третьего рейха» / Ненахов Ю.Ю., Харвест, 1999/
  2. «Реактивные самолеты Люфтваффе» / Запольскис А.А., Минск, Харвест, 1999 /
  3. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха) / Перевод А.Фирсова, 1993 /
  4. MESSERSCHMITT ME-163 KOMET
  5. The Komet family in 1/72

Рейтинг@Mail.ru Топ-100