Мазурук И.П., Лебедев А.А.
«Летчики-испытатели Аэрофлота»

Противоштопорный парашют

    ...Идет разбор полетов за неделю. Сын Адыгейского народа так шутя и всерьез величает себя летчик-испытатель Владимир Чемгуевич Мезох, заслуженный летчик-испытатель СССР. Принимал участие в испытаниях тяжелых самолетов вплоть до Ил-86 Ушел на пенсию в 60 лет. Сейчас отчитывается за проведение об лета самолета Ту-154 перед началом перевозки пассажиров.
    - Набрали высоту шесть тысяч метров. Задание - управляемость на больших углах при крайней задней центровке.
    - А кто у тебя был на правом сиденье? - уточняет ведущий раз бор заместитель начальника ЛИКа-Валентин Николаевич Кляус.
    - Так вот, - продолжал Чемгуевич. - Я был на левом сиденье как летчик облета, а справа сидел летчик из КБ Туполева. Убрал значит, я газ, начинаю увеличивать угол набора, все идет хорошо, уже 20°. Я начинаю плавно отдавать штурвал от себя, ну, как положено, растягиваю движение по времени на две секунды и... мощный подхват, самолет задирает нос, небольшой клевок, и горизонт со всей "декорацией" - трубами заводов, деревьями, полями энергично пошел вправо, ускоряя свой бег. Это был настоя плоский штопор. Штурвал, конечно, отдаю от себя до отказа - какого эффекта, рули, как на земле, двигаются свободно...
    - А на сколько градусов был подхват? - интересуется Кляус.
    - Стрелку зашкалило. Расшифровка записи показала угол 34°
    - Положение не из приятных, - продолжал Мезох, - тут я услышал голос летчика КБ - противоштопорный парашют!
    - Так, что, вы покинули самолет, что ли? - не вытерпел кто-то из присутствующих.
    - Подожди, не перебивай, все расскажу по порядку. Так вот, услышал я - парашют! И быстро нажал кнопку. Нажали одновременно, как выяснилось. Томительное ожидание раскрытия, а это длилось доли секунды, и... сильный рывок - вращение прекратилось, самолет опустил нос. Быстро нажимаю кнопку сброса парашюта, а дальше увеличиваю скорость. Вывожу самолет в горизонтальный полет. Запускаем два двигателя, которые "погасли" во время штопора. Пришлось их выключить.
    - На какой высоте закончился ваш "цирк"? - послышался чей-то голос.
    - Пока мы, как говорится, управляли самолетом, оказались на двух тысячах метров. Арифметика простая, потеряли четыре тысячи. Один парашют весь экипаж выручил.
    - Причину нашли? Ведь этого не должно было быть.
    - Нашли, оказалось, что была смещена центровка...

<< Прерванный взлет Кто - кого, или на , «ринге» Бе-30 и Ан-28 >>

Рейтинг@Mail.ru Топ-100