В.П.Васин, А.А.Симонов. «Испытатели ЛИИ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

    Профессия лётчика-испытателя - безусловно не массовая. Ею овладевают только абсолютно здоровые люди, имеющие определённый опыт полётов и, главное, имеющие исключительное желание овладеть этой почётной и ответственной профессией.
    Испытателями первых летательных аппаратов были их конструкторы; затем, в 1920-30-х годах на испытательную работу приходили «красвоенлёты» - выдающиеся военные лётчики. Среди лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института, созданного на базе отдела лётных испытаний ЦАГИ, были личности, овладевшие лётным мастерством, выполняя обязанности наземных специалистов.
    Лётно-исследовательский институт был создан в марте 1941 года как научно-исследовательское учреждение, выполняющее комплексные исследования летательных аппаратов и их испытания, изучающее в полёте процессы, не моделируемые в наземных условиях.
    Известно множество проблем, требующих для своего решения такого комплексного подхода. Например, исследование полёта самолёта на больших углах атаки и в штопоре вызывает необходимость оценивать как аэродинамику самолёта, так и работу силовой установки, и кроме того, работоспособность систем измерения скорости, высоты, угла атаки, пространственного положения. 
    Освоение полётов при околозвуковых скоростях на малых высотах, кроме сказанного выше, требует ещё и оценки прочности конструкции, работоспособности систем управления и т.д.
    Требования к подготовке лётчиков ЛИИ были ориентированы на широкий круг осваиваемых летательных аппаратов, на умение формировать экспертные оценки свойств и особенностей любого самолёта.
    В период Великой Отечественной войны «испытательный корпус» ЛИИ пополнился боевыми лётчиками и выдающимися планеристами Осоавиахима. После организации в 1947 году в ЛИИ Школы лётчиков-испытателей путь в эту профессию пролегал только через Школу.
    Многие лётчики- и штурманы-испытатели накапливали богатый опыт лётных испытаний и исследований в Лётно-исследовательском институте; при этом они осваивали летательные аппараты многих типов (а некоторые летали как на самолётах, так и на вертолётах). В последующем некоторые испытатели получали приглашение работать в испытательных подразделениях опытных и серийных предприятий и навсегда связывали с ними свою судьбу.
    Оценивая профессиональный уровень лётного состава, обеспечивавшего лётную деятельность ЛИИ за 60 лет его существования, можно сказать, что из более 300 лётчиков, штурманов и парашютистов-испытателей, имена которых вошли в эту книгу, 50 являются Героями, а 132 - заслуженными лётчиками- и штурманами-испытателями СССР и РФ. О многих испытателях полная информация даётся в этой книге впервые.
    Отдавая должное всем упомянутым в данном сборнике испытателям, всегда необходимо помнить и о тех людях, без участия или инициативы которых не подготавливался ни один испытательный полёт - учёных и инженерах-испытателях, о тех, без самоотверженного труда которых не мог быть выполнен полёт - инженерах, техниках, механиках и других специалистах по эксплуатации, а также о специалистах управления воздушным движением. При этом необходимо учитывать, что полёт одного лётчика, как правило, обеспечивают более полусотни специалистов, а анализ результатов полёта - десятки.
    Читатель должен по достоинству и с благодарностью оценить тяжёлый труд составителей этой книги В.П.Васина и А.А.Симонова, сумевших извлечь ценнейшую информацию из государственных и личных архивов, архива ЛИИ, музея института, литературных источников и памяти людей.

Доктор технических наук,
профессор
А.Д.Миронов

Рейтинг@Mail.ru Топ-100